ЦИНКОГРАФИЯ

ЦИНКОГРАФИЯ (от цинк и ...графил),
фотомеханич.
процесс изготовления клише (иллюстрационных форм высокой печати)
путём фотографич. переноса изображения на цинковую или иную пластину, поверхность
к-рой затем подвергается травлению к-той в пробельных участках изображения.


Впервые Ц. была предложена в 1850 Ф. Жилло
(Франция), к-рый разработал способ т. н. жиллотипии, заключающийся в том,
что на цинковую пластину


вручную наносили кислотоустойчивое изо-1
бражение и затем углубляли пробельные" элементы травлением в азотной к-те.'
В 1862 Г. Джеймс (Великобритания) заменил ручное нанесение изображения"фотокопированием
его
с негатива на цинковую пластину, покрытую светочув-ствит. слоем. Этот способ
был назв. фотоцинкографией, и основы его используются до сих пор. Однако
способы Жилло и Джеймса были пригодны только для воспроизведения штриховых
однокрасочных изображений. В нач. 80-х гг. 19 в. почти одновременно в России
(С. Д. Лаптев, В. К. и Е. К. Анфиловы, А. Деливрон) и Германии (Г. Мейзенбах)
был предложен растр для Ц., после чего появилась возможность изготовлять
клише с тоновых оригиналов (см. Автотипия).
В это же время были
разработаны методы получения клише и для цветной (многокрасочной) печати.
С помощью Ц. получают также смешанные печатные формы (иллюстрационно-текстовые).


Схема изготовления штрихового (а) и растрового
(б) клише: 1 - оригинал; 2 - негатив; 3 - кислотоупорная
копия на металле; 4 - вытравленное клише; 5 - оттиск с готового
клише.


В большинстве случаев технология изготовления
клише состоит из процессов фотографирования оригинала, копирования негатива,
травления и отделки пластины. Подлежащий воспроизведению оригинал (рис.)
фотографируют в заданном масштабе фоторепродукц. аппаратом. Полученный
негатив (штриховой со штрихового оригинала или растровый с тонового оригинала)
копируют на цинковую (реже магниевую или медную) пластину, покрытую копировальным
слоем, состоящим из к.-л. полимера (напр., поливинилового спирта) и соли
хромовой кислоты. Иногда в качестве копировального слоя используют фотополиме-ризующуюся
композицию (см. Фотополимерная печатная форма). Под действием света
(см. Фотохимия), прошедшего через прозрачные участки негатива, за-дубливаются
(делаются нерастворимыми в воде) участки слоя, соответствующие элементам
изображения (будущие печатающие элементы). После проявления (удаления незасвеченного
слоя с пробельных элементов) на пластине получается кислотоупорное изображение,
состоящее из штрихов или растровых точек. Далее травлением в травильной
машине
достигается необходимая глубина пробельных элементов в зависимости
от расстояния между печатающими элементами. Обычно штриховые клише травят
на глубину 0,04-1 мм, а растровые -0,035-0,12 мм. С готового
клише для контроля качества получают пробный оттиск, в случае необходимости
исправляют дефекты клише и устанавливают его на подставку.


При воспроизведении цветных оригиналов
изготовляют обычно 4 цветоделён-ных клише, каждое из к-рых передаёт цвет
только одной краски: жёлтой, пурпурной (малиново-красной), голубой и чёрной
(или серой). При последоват. печатании этими красками получается многокрасочное
изображение (см. Цветная печать). При изготовлении смешанных форм
копирование производят со смонтированных негативов иллюстраций и текста,
полученного на фотонаборных машинах. К способу Ц. можно отнести и процесс
изготовления фотополимерных печатных форм. Для изготовления клише на металле
или пластмассе применяют также электрогравировалъный аппарат.


Ц. наз. также предприятие или цех, специализирующиеся
на изготовлении клише.


Лит.: Ноткина Н. М., Технология
фотомеханических процессов, М., 1969; Геодаков А. И., Производство клише,
М., 1972; Синяков Н. И., Технология изготовления фотомеханических печатных
форм, 2изд., М., 1974. Н. Н. Полянский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я