СТРОФА

СТРОФА (от греч. strophe, букв.-
поворот), в стихосложении-группа стихов, объединённых к.-л. формальным
признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный
текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не
урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, наз. астрофическим
(так, астрофичны "Илиада", рус. былины). Текст, где оно урегулировано,
т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждёт на определённых
местах появления определённых стиховых признаков (напр., сильной паузы,
укороченной строки, муж. окончания, рифмы), наз. строфическим (так, строфичны
оды Пиндара, M. В. Ломоносова). Между астрофич. и строфич. текстами возможны
промежуточные формы, напр, тексты со строфами непостоянной длины (так,
"Песнь о Роланде" состоит из "тирад" разной длины, объединённых рифмой,
а "Кому на Руси жить хорошо" H. А. Некрасова - из "строфоидов" разной длины,
в каждом из к-рых за рядом женских строк следует заключительная мужская).



Длина С. в строфич. текстах обычно достаточно
невелика (от 2 до 12-16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем
у Г. P. Державина встречается С. в 38 стихов, а в антич. лирике - ещё более
длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего
объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия
и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся
стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, "строфы",
антистрофы и "эпода" в антич. хоровой лирике). Простейшая и древнейшая
С.- двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось
четверостишие. Двустишия и четверостишия - самые употребит. С. в европ.
поэзии; почти все остальные виды новоевроп. С. могут быть сведены к их
удлинению или к их комбинациям.


В антич. поэзии С. организовывались преим.
упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева С.,
сапфическая
строфа
и пр.), в новоевропейской - упорядоченным чередованием стихов
с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная
aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец С. или даже полустрофы часто отмечается
укороченным стихом (элегический дистих, ямбич. эподы, сапфич. С.;
в новой поэзии - такие С., как в стнхотв. "На холмах Грузии..." или "Я
памятник себе воздвиг..." А. С. Пушкина) или укороченным окончанием стиха
(С., завершающиеся муж. окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся
женским,- см. Клаузула). Это частный случай общей тенденции к облегчению
стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной
форме - напр., отмечено, что стихи, начинающие С., в среднем содержат больше
ударений, чем стихи, замыкающие её.


Роль С. в ритмич. строении текста аналогична
роли предложения в синтаксич. строении текста; поэтому между строфич. и
синтаксич. членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксич.
законченности (перенос предложения из С. в С.- большая редкость), начальная
часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная
часть С.- понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение
С. стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все
отступления от этого ритмико-синтаксич. фона имеют особую выразит, силу.


Нек-рые виды С., будучи разработаны в народной
или лит. поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют
ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, напр.,
двустишия антич. элегич. дистиха, араб, газелей, франц. александрийского
стиха
высоких жанров классицизма; трёхстишные терцины (с рифмовкой
aba bcb cdc ...) "Божественной комедии" Данте; четверостишия англ, и нем.
баллад
с
чередованием 4- и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы
(с рифмовкой
abababcc) поэм итал. Возрождения;


9-стишная спенсерова строфа
(ababbcbcc);


10-стишная С. классицистич.
од
(ababccdeed);
14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие "твёрдые строфы" смыкаются
с т. н. "твёрдыми формами", в к-рых заранее заданы не только строфика,
но и объём стихотворения,- такими, как сонет, триолет, рондель,
рондо,
секстина
и др.


Лит.: Жирмунский В. M., Композиция
лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; T о м а ш
е вс к и и Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М.- Л., 1958;
Никонов В. А., Строфика, в сб.: Изучение стихосложения в школе, M., 1960;
M a Tt i n о n P h., Les strophes, P., 1912. См. также лит. при
ст. Стихосложение.

M. Л. Гаспаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я