Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > Печать, радиовещание, телевидение. В

Печать, радиовещание, телевидение. В

Печать, радиовещание, телевидение. В 1974
в П.-Р. издавалось ок. 20 газет и журналов. Крупнейшие ежедневные газеты:
"Мундо" ("El Mundo"), с 1919, тираж 144 тыс. экз.; "Импарсиаль" ("Е1 Imparcial"),
с 1933, тираж св. 95 тыс. экз.; "Диа" ("El Dia"), с 1909, тираж 30 тыс.
экз.; "Сан-Хуан стар" ("San Juan Star"), с 1959, тираж 56 тыс. экз.; "Пуэбло"
("El Pueblo"), орган Пуэрториканской компартии. В П.-Р. действует св. 80
радио- и 17 телевизионных станций. Радио и телевидение находятся в частном
владении.



Литература. Развивается на исп.
яз. Лит-pa коренного населения, почти полностью истреблённого испанцами
к сер. 16 в., не сохранилась. До 19 в. у креолов и ввезённых негроз-рабов
бытовал фольклор. Господствующим направлением в лит-ре 19 в. был романтизм,
представленный поэзией С. Видарте (1827-48), А. Тапия-и-Риверы (1826-82)
- автора пьес на историч. темы "Роберто д' Эвре" (1848, опубл. 1856), "Героизм
труда" (1857), романа "Квартеронка" (1867), направленного против расовой
дискриминации, эпико-символич. поэмы "Сатаниада" (1878) и др. Творчество
революц. демократа Э. М. де Остоса (1839 - 1903) от романтизма (роман "Баоянское
паломничество", 1863) эволюционировало к реализму (поздние очерки).


В сер. 19 в. возникло течение креолизм,
сторонники к-рого стремились воссоздать черты своеобразного быта и нравов
жителей П.-Р. Поэты М. А. Алонсо (1822- 1889)- автор сб. "Хибаро" (1849),
Ф. Васальо-и-Кабрера (1832-67), Р. Мендес Киньонес (1847-89) и др. нередко
обращались к жанрам нар. креольской поэзии. В кон. 19 в. укрепляются позиции
реализма: роман из сел. жизни "Грешница" (1890) С. Брау (1842-1912), "Рассказы
и повести" (1907) М. Фернандеса Хункоса (1846-1928), цикл социально-критических
романов "Хроника больного мира" (т. 1-4, 1894-1924) М. Сено Гандии (1855-1930),
романы М. Гонсалеса Гарсии (1866-1938) и др. Поэзия так называемого модернизма
возникла в нач. 20 в. после оккупации П.-Р. войсками США в результате испано-американской
войны 1898. Модернизм отразил стремление деятелей культуры отстоять нац.
независимость П.-Р. и самобытную культуру; эти идеи характерны для поэзии
Л. Льоренса Торреса (1878-1944) и др. В 20-е гг. модернизм сменило "левое"
иск-во, представители к-рого отказались от нац. традиций: поэт Э. Рибера
Чевремонт (р. 1896) и др. А. Палее Матос (1899-1959), начавший писать в
русле "левого" иск-ва, обратился затем к изображению жизни негров, используя
их фольклор (сб. "Поэзия 1915-1956", 1957).


Реалистич. традиции, развивавшиеся в прозе
ещё в конце 19 в. в творчестве Брау, Фернандеса Хункоса, Сено Гандии и
др., продолжены Гонсалесом Гарсиа (сб-ки рассказов "Дела былых и наших
дней", 1918-22), поэтом В. Давилой (1869 - 1943), романистом М. Молендесом
Муньосом (р. 1884). Социальные проблемы поставлены в романах "Пламя" (1939),
"Прибой" (1949), "Огонь и его напев" (1970) Э. Лагерре (р. 1906), а также
в произведениях участников антиимпериалистич. борьбы-поэтов X. Энаморадо
Куэсты (р. 1892), X. А. Корретхера (р. 1908), Ф. Манрике Кабреры (р. 1908).
О жизни трудящихся и их борьбе за свои права повествуется в сб-ках "Пять
красных повестей" (1945), "На этой стороне" (1954), "Галерея и другие рассказы"
(1972) X. Л. Гонсалеса (р. 1926). О дискриминации пуэрториканцсв и их борьбе
за независимость пишут поэт Ф. Матос Паоли (р. 1915), драматург Р. Маркес
(р. 1919), романисты П. X. Сото (р. 1928), В. Лопес Сурия, а также поэты,
объединившиеся вокруг журн. "Гуахана" ("Guajana", с 1962): А. Кастро Риос,
В. Родригес Ницше и X. Торрес Сантьяго, совм. выпустившие сб. стихов "Песни
трубадуров Лары" (1968), Э. Лопес Феррер и др.

З. И. Плавскин,



Архитектура и изобразительное искусство.
На
терр. П.-Р. сохранились памятники древней культуры индейцев - пещерные
росписи, резьба по камню и дереву (идолы, ритуальные табуреты). С 16 в.
вплоть до нач. 20 в. в городах строились жилые дома исп. типа с толстыми
кам. стенами и внутр. двориками (патио). Церкви 16 в. имеют готич. нервюрные
своды. К коп. 18 в. относится религ. живопись X. Кампече, ко 2-й пол. 19
в.- картины Ф. Ольера на темы нар. жизни, к 1-й пол. 20 в.- импрессионистич.
полотна Р. Фрадс. С 1940-х гг. в П.-Р. ведётся стр-во из железобетона;
строятся гор. р-ны и посёлки с однотипными блочными домами, фешенебельные
гостиницы, ночные клубы и мотели с разнообразными солнцезащитными устройствами
(арх. М. Феррер, Г. Клумб, О. Л. Торо и др.). В 1950 возникло объединение
Центр пуэрториканского искусства, члены к-рого (графики Ф. Туфиньо, Л.
Омар, К. Р. Ривера) стремятся к ярко эмоциональному и правдивому изображению
социальных явлений нар. жизни.

Идол-"семи". Камень. Музой археологии
и этнографии. Кембридж.

"Три волхва" ("санто"). Дерево. Институт
пуэрториканской культуры. Caн-Хуан.



Театр. В 19 в. в П.-Р. ставились произведения
А. Тапия-и-Риверы, Л. Льоренса Торреса, а также Р. Мендеса Киньонеса и
др. В 1832 в Сан-Хуане был открыт первый постоянный театр "Колиссо публике".
В театральной жизни преобладали гастроли зарубежных трупп. В 1-й трети
20 в. развитие нац. театра тормозило насильственное присоединение страны
к США. Нек-рый сдвиг наметился в 1935, когда Э. Белаваль организовал труппу
"Арейто", стремившуюся продолжать и развивать индейско-исп. традицию в
театре и обращаться к проблематике, интересующей пуэрториканцев. Деятельность
"Арейто" продолжена труппой Университетского театра. Ставятся пьесы Ф.
Арриви, Э. Лагерре, Ф. Сьерра Бердесиа, М. М. Баллестера, Р. Маркеса. С
1958 в стране проводятся театр. фестивали. В Сан-Хуане работают театры
"Тапия", "Ла перла", "Атенсо", "Альта эссена", Университетский театр, коллектив
при Ин-те пуэрториканской культуры. Среди известных режиссёров и актёров
- А. Родригсс, X. Маррсро, П. Кабрера, П. Насарио, Э. де ла Ластра, П.
Аренас. Лит.: Зубок Л. И., Империалистическая политика США в странах
Караибского бассейна. 1900-1939, М.- Л., 1948; Народы Америки, т. 2, М.,
1959; Томас А. Б., История Латинской Америки, пер. с англ., М., 1960; Булавин
В. И., Пуэрто-Рико, М., 1962; Москаленко А. П., Пуэрто-Рико и США, М.,
1974; Мiхеr К., Porto Rico. History and conditions social, economic and
political, N. Y., 1926; Vivas J. L., Historia de Puerto Rico, N. Y., 1960;
Pagan B., Historia de los partidos politicos puertorriquenos, v. 1-2, San
Juan, 1959; Художественная литература Латинской Америки в русской печати.
Библиография, 1765-1959. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная
литература Латинской Америки в русской печати. 1960 - 1964, М., 1966; Мамонтов
С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972;
Cabrera F. М., Historia de la literatura puertorriquena, N. Y., [1956];
Вabin М. Т., Panorama de la cultura puertorriquena, N. Y., [1956]; River
a de Alvarez J., Diccionario de la literatura puertorriquena, t. 1, San
Juan, 1970; Ward J. H., A tentative inventory of young Puerto Rican writers,
"Hispania", 1971, v. 54, .№ 4; Графика Пуэрто-Рико. Каталог, М., 1960.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я