ПЕРЕЖИТКИ

ПЕРЕЖИТКИ "остаточные" явления
прошлого (обществ. отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения,
идеи, взгляды, представления, вкусы), сохраняющиеся в условиях нового обществ.
строя, при более высоком уровне социально-экономич. развития. Наличие П.
прошлых эпох отмечали ещё философы Др. Греции. Первые серьёзные попытки
объяснить это явление предпринимались мыслителями нового времени. Так,
представитель франц. Просвещения исследователь архаич. культов III. де
Бросс объяснял живучесть П. силой привычки и невежеством: "... Привычка
всюду на равных основаниях замещает разум, а старые нелепости, возникшие
в века невежества, легко держатся только в силу одного обычая: в противовес
сиянию просвещенных веков они долго переживают то невежество, которое их
породило" ("О „фетишизме"", М., 1973, с. 127).


Науч. объяснение существования П. дано
К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, к-рые показали, что новое общество
не сразу преодолевает всё реакц. и консервативное наследие прошлого. В
частности, они отмечали, что никогда не существовало "чистого" капитализма;
в капиталистических странах, хотя и в модифицированном виде, существуют
нек-рые остатки прежних экономических укладов и связанные с ними традиции,
образ жизни, взгляды и представления. Кроме того, втягивая в свою орбиту
страны, находящиеся на разных стадиях социально-экономич. и культурного
развития, капитализм не только разлагает, но и сохраняет, особенно в колониях,
докапиталистич. формы обществ. жизни.


Возникающее с победой социалистической
революции новое общество не может сразу избавиться от "родимых пятен" капитализма
и др. укладов, проявляющихся в экономической жизни, в сознании и поведении
определённой части людей. Характер П. носят также нек-рые отрицат. явления
в сфере хозяйствования и управления (напр., бюрократизм, низкая правовая
культура и др.), противоречащие содержанию социалистич. обществ. отношений.


Теоретич. и практич. постановка вопросов
о социально-классовой природе П., причинах их живучести и путях преодоления
с необходимостью диктуется потребностями развития социалистич. общества,
в условиях к-рого П. прошлого приходят в резкое столкновение с главными
тенденциями обществ. прогресса, с решением жизненно важных экономич., социально-политич.
и культурно-идеологич. задач. Определение степени несоответствия П. коренным
интересам общества трудящихся служит основой дифференцированной оценки
П. На первый план выступает задача преодоления тех П., существование к-рых
прямо противоречит социалистич. обществ. отношениям и, следовательно, нормам
социалистич. права: преступности (хищения, взяточничество, др. экономич.
преступления, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство граждан),
недобросовестного отношения к труду, пьянства, хулиганства и др. нарушений
норм социалистич. общежития и принципов коммунистич. морали. Остро встаёт
в совр. условиях вопрос о борьбе с влиянием чуждой социализму идеологии,
почву к-рого и составляет наличие П. (в частности, националистических,
религиозных, индивидуалистических ).


Преодолению П. способствуют: совершенствование
всех сторон экономики, культуры, социального управления; планомерное подтягивание
некоторых сфер общественной жизни (напр., быта) на уровень совр. требований;
согласованные действия гос. и обществ. организаций, развитие социалистич.
демократии; последовательное создание здоровой идейно-нравств. атмосферы
во всех звеньях общества, во всех коллективах; повышение уровня
образования, культуры всех членов общества, усиление идейно-воспитат. работы
с учётом существующих особенностей образа жизни социальных групп и слоев
социалистич. общества, формирование коммунистич. мировоззрения у всех сов.
людей. Окончат. преодоление форм общения, оставшихся от прежних эпох, означает
ликвидацию объективных причин существования П.; внимание общества сосредоточивается
на преодолении П., носящих преим. культурно-бытовой характер и сохраняющихся
в форме устарелых традиций, обычаев, иллюзорных представлений (напр., религиозных
), влияющих на поведение и сознание определённой части людей. Формирование
нового человека и развитие социалистич. обществ. отношений, социалистич.
образа жизни, создание атмосферы всеобщей нетерпимости по отношению к П.
прошлого ведёт к их полному исчезновению. В. С. Маркое.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я