Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ОДЕССКО-КИШИНЁВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ОДЕССКО-КИШИНЁВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ОДЕССКО-КИШИНЁВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА одна
из старейших жел. дорог на юго-западе СССР. Первый участок дороги от Одессы
до Балты (св. 200 км) был построен в 1865, в 1867-70 продлён до
Елизаветграда (ныне Кировоград) и до Крюкова (на Днепре). В 1870 Одесса
была соединена жел. дорогой с Киевом и соответственно с Москвой и Петербургом.


О.-К. ж. д. объединяет (1973) все юго-зап.
участки сети жел. дорог СССР общей протяжённостью 5039 км.
Управление
дороги находится в Одессе. Дорога разделена на 6 отделений: Одесское, Знаменское,
Херсонское, Шевченковское, Молдавское и Гайворонское (узкой колеи). Дорога
обслуживает полностью Молдавскую ССР, Одесскую, Николаевскую, Кировоградскую,
Херсонскую, Черкасскую и частично Днепропетровскую, Полтавскую, Винницкую
и Киевскую обл. Украины. Объединяет сравнительно разветвлённую сеть линий
и участков меридианного и широтного направлений, что создаёт благоприятные
условия для обеспечения перевозками нар. х-ва и населения в районе тяготения
к дороге. На севере О.-К. ж. д. граничит с Львовской ж. д. по станции Окница,
с Юго-Западной - по станциям Могилёв-Подольский, Вап-нярка, Зятковцы, Андру-сово,
Мироновка, Гребёнка, с Южной ж. д. - по станциям Бурты и Гребёнка; на востоке
- с Приднепровской ж. д. по станциям Пятихатки, Долинская, Высокополье,
Нововесёлая и Вадим. На западе через пограничные станции Рени и Унгены
О.-К. ж. д. связана с сетью жел. дорог Румынии. Дорога взаимодействует
с портами: Одесским, Ильичёвским, Николаевским, Херсонским, Измаильским
и Рени. Имеет значительное количество крупных узлов (Одесса, Знаменка,
Им. Т. Шевченко, Николаев, Раздельная и др.). Наиболее крупные ж.-д. станции
по грузообороту - Одесса-узел, Николаев, Кишинёв, Кировоград. О.-К. ж.
д. даёт ок. 2% общесетевого отправления грузов. Удельный вес дороги в прибытии
грузов выше, чем в отправлении, что объясняется большим поступлением внешнеторг.
грузов из разных районов СССР в пограничные порты и станции О.-К. ж. д.
Особенности размещения дороги определяют и значит, удельный вес транзитных
перевозок - ок. 1/3 в общем объёме грузооборота. Почти вся поездная работа
выполняется на О.-К. ж. д. прогрессивными видами тяги. В 1973 электрич.
тягой выполнялось 41% , а тепловозной - ок. 59% всех грузовых перевозок.
Паровозная тяга пока ещё сохраняется на маневровой работе. Продолжаются
работы по дальнейшей электрификации дороги, стр-ву вторых путей, развитию
станций и узлов. Дорога оснащается новейшими средствами механизации работ,
совр. вычислительной техникой и автоматизированными системами управления
перевозочным процессом. Е. Д. Хануков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я