МЕЛОДИКА СТИХА

МЕЛОДИКА СТИХА система повышений
и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких
случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения;
китайское
стихосложение основано на заданном соответствии между "ровными" и восходящими
или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает
более свободна и играет в стихе вспомогат. роль; так, в сербо-хорв. или
др.-греч. стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения;
так, в большинстве языков мира (в т. ч. в русском) используются восходящие
(в середине предложения) и нисходящие (в конце предложения) фразовые интонации.
Полная
реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонац. рисунка
задаётся при этом текстом, но детали привносятся декламатором.


В рус. стихе под М. с. обычно разумеются
два рода явлений, к-рые можно назвать микромелодикой и макромелодикой.
1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия)
в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чеш.
учёным Я. Мукаржовским); внутри строки на слабоударных стопах голос повышается,
на сильноударных понижается (отмечено сов. стиховедом Г. Шенгели); совпадения
и несовпадения этой интонац. сетки ритма с интонац. движением синтаксиса
в стихе дают сложный мелодич. рисунок стихотворной речи. 2) При построении
стихотворного текста (стих., отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться
предложения вопросит., восклицат. (с восходящей интонацией) и повествовательные
(с нисходящей интонацией), причём их интонац. строение может и подчёркиваться,
и приглушаться посредством периодич. строения, параллелизмов, антитез,
повторов
и т. п. Эти приёмы складываются в три осн. типа интонирования стиха (выделены
Б. М. Эйхенбаумом) - д е к л а-м а т и в н ы и (напр., в оде), напевный
(напр., в романсной лирике), говорной (напр., в басне), и нек-рые промежуточные
(элегия - между декла-мативным и напевным, послание - между декламативным
и говорным). По др. классификации (В. Е. Холщевников) выделяются лишь два
типа интонирования - напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский
и разговорный). М. с.- область малоисследованная.


Лит.: Жирмунский В.М., Композиция
лирических стихотворений, П., 1921; его же, Мелодика стиха, в его кн.:
Вопросы теории литературы, Л., 1928; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского
лирического стиха, П., 1922; Б е р н-ш т е и н С. И., Стих н декламация,
в кн.: Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927; Шенгели Г., Техника
стиха, М., 1960; Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972.
М.
Л. Распаров.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я