ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
в аэродинамике, часть аэродинамического сопротивления
крыла, обусловленная вихрями, оси к-рых берут своё начало на крыле и направлены
вниз по потоку. Эти т. н. свободные вихри крыла происходят от перетекания
воздуха у торцов (рис. 1) из области под крылом в область над крылом. Течение
воздуха у торцов вызывает поток, направленный над крылом от торцов к плоскости
симметрии, а под крылом - от плоскости симметрии к торцам; в результате
в спут-ной струе, или следе, за крылом происходит вращение каждой частицы
вокруг оси, проходящей через неё и параллель-вой вектору скорости набегающего
потока V, направление вращения при этом противоположно для левого и правого
полукрыла (рис. 2). T. о., возникает непрерывная система вихрей, отходящих
от каждой точки поверхности крыла.
Рис. 1. Схема
возникновения торцевого вихря в результате перетекания воздуха вз области
под крылом в область над крылом.
Свободные вихри
вызывают (индуктируют) в области между торцами крыла скорости, направленные
вниз, и поток, индуктированный свободными вихрями, налагаясь на набегающий
поток, отклоняет последний вниз на угол
(угол
скоса потока). Поскольку подъёмная сила крыла должна быть перпендикулярна
набегающему потоку, она отклоняется назад на тот же угол а (рис. 3).
Рис. 2. Разрез
потока за крылом плоскостью, перпендикулярной v. Течение воздуха у торцов
вызывает систему свободных вихрей.
Рис. 3. Образование
Разлагая эту
Лит.: Прандтль
H. Я. Фабрикант.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
индуктивного сопротивления в результате скоса потока свободными вихрями
крыла: v
- угол скоса.
силу на компоненты вдоль и перпендикулярно V, получаем И. с. dQ
отсутствует.
Л., Гидроаэромеханика, пер. с нем., 2 изд., M-, 1951.