ЖЕРИКО

ЖЕРИКО (Gericault)
Теодор (26.9.1791, Руан,-26.1.1824, Париж), французский живописец и график.
Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11), испытал влияние
А. Гро. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизиров.
образам, Ж. впервые во франц. иск-ве выразил присущие романтизму острое
чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключит.
событий современности и сильных страстей. Уже первые произв. Ж., где отразилась
бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных
егерей императорской гвардии, идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством
растерянности и трагич. концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя",
1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью
построения и колорита, в к-ром преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными
цветовыми акцентами, стремит. пастозными мазками. В 1816-17 в Италии под
влиянием клас-сич. иск-ва, особенно Микеланджело, в произв. Ж. усиливаются
обобщённость и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных
лошадей в Риме", 1817, Лувр). Одно из гл. произв. Ж. и всего романтич.
иск-ва - "Плот Медузы" (1818-19, Лувр), написанное на остро злободневный
сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза",
погибшего по вине правительства) и имевшее большой обществ.


резонанс; придавая частному
случаю символич. смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств
- от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды; динамика огромного полотна
определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными
контрастами света и тени. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (ок. 1819,
Музей изящных иск-в и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление
о романтич. художнике как независимой Эмоцион. личности; в объективности
портретов душевнобольных (ок. 1822), где изображено разрушит. действие
страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820-21 в Англии Ж., поражённый
своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету
картинах и акварелях, В литографиях ("Большая и малая английские сюиты",
1820-21) сцены из нар. жизни (с безжалостной правдивостью показывая её
социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). В суровом
и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный
мотив - повод для романтически-напряжённого воплощения материальности мира.
Ж.- один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.


Лит.: Жерико о себе
и современники о нём, пер с франц., М., 1962; Прокофьев В. Н., Теодор Жерико,
М., 1963; Веrger К., Gericault et son oeuvre. P., 1968. В. С. Турчин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я