ГНОСТИЦИЗМ

ГНОСТИЦИЗМ (от греч.
gnostikos- познающий), общее обозначение ряда позднеантич. религ. течений,
использовавших мотивы вост. мифологии, и ряда раннехрист. еретич. учений
и сект. Соч. гностиков уничтожались христ. ортодоксией и дошли до нас гл.
обр. в виде отд. цитат, приводимых в соч. христ. богословов, боровшихся
с Г. В 1945-46 в Xe-нобоскионе в Египте был найден большой архив гностич.
текстов.


Происхождение Г. и существование
независимого от христианства языческого или пудаистского Г. неясны. Внутри
христианства гностич. тенденции заметны уже в самый ранний его период;
наивысшего развития они достигают во 2 в. Помимо влияния вост. религ. мистерий,
для Г. характерно усвоение ряда идей позднеантич. философии, гл. обр. платонизма
и неопифагорейства. В основе Г. лежит представление о падении души в низший,
материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В ду-алистич.
мистике Г. материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное
богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света,
к-рые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является
прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь "духовные" люди ("пневматики"),
тогда как не принявшие гностич. посвящения "душевные" люди вместо подлинного
"познания" достигают лишь "веры", а "плотские" люди вообще не выходят за
пределы чувственной сферы. Для Г. характерно представление о ступенях,
или сферах, мира и их демонич. властителях, препятствующих искуплению.


Ко 2 в. относится деятельность
гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа
Александрийского, Сатуршша (или Сатор-нила) из Сирии, Маркиона из Понта
и др. Позднейшей формой Г. можно считать перс, манихейство. Во 2 в. Г.
был преодолен христианством, однако скрытая гностич. традиция продолжает
существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние Г. прослеживается
в позднейшей неортодоксальной христ. мистике - у нем. философов Я. Бёме,
Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга; несомненны точки соприкосновения Г. с идеями
антропософии и теософии. Отд. гностич. мотивы развивались рус. религ. философией
(В. Соловьёвым и его последователями), нем. философом Л. Циглером.


Лит.: Энгельс Ф.. К истории
первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22,
гл. 2 - 3; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ,
1910; Посно в M. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 в., К., 1912;
его же. Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним, К., 1917;
Оuispe I G-, Gnosis als Weltreligion, Z., 1951; Jonas H., Gnosis und spatantiker
Geist, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Gott., 1954; Wilson R. Mc L., The gnostic problem,
L., 19:>8; Grant R. M., Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y.,
1966; Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967. А. Ф.
Лосев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я