"БОЖИЙ СУД"

"БОЖИЙ СУД" (Dei iudicium), ордалий,
в рабовладельческом и феод. обществе род испытания, с помощью к-рого якобы
устанавливалась судебная истина. Первоначально связывался с представлением
о всезнающем божестве, могущем защитить правого и обвинить виновного. "Б.
с." известен законам Хаммурапи (см. Хаммурапи законы), но в особенности
законам Ману (см. Ману законы). Был усвоен всеми варварскими
правдами, Русской правдой.
Польской правдой, серб. Законником Ст. Душана
и др.


Наиболее распространённые формы "Б. с."
- испытания водой (холодной и кипящей), огнём, раскалённым железом. В нек-рых
районах Африки "Б. с." заключался в том, что подозреваемого обязывали переплыть
реку, кишащую крокодилами, и т. п. Разновидностью "Б. с." были также судебный
поединок и жребий; с принятием христианства появились новые виды "Б. с."
- клятва на кресте и мощах и др. Как правило, "Б. с." применяли при отсутствии
несомненных доказательств виновности.


Сохранялся в Зап. Европе вплоть до 17 в.
(особенно в делах о колдовстве). Русская правда упоминает об испытании
раскалённым железом и водой. Судебный поединок (поле), упомянутый в договоре
смоленского князя Мстислава с немцами (13 в.), сохранился в Судебнике 1497,
но постепенно перестал применяться. Дольше всего в практике сохранялись
крестное целование (скреплённая клятвой присяга) и жребий. 3. М. Черниловский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я