Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА образована в июне 1967 (.ранее входила в состав Закавказской
ж. д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по терр. Азерб.
ССР (95% ). Граничит на С. с Сев.-Кавк. ж. д. (ст. Дербент),
на 3. с Закавказской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На Ю.проходит
вдоль гос. границы СССР с Ираном. Эксплуа-тац. длина 1868 км (1
янв. 1969).


Стр-во началось
в кон. 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку - Сабунчи
- Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но
после стр-ва нефтепроводов стала преим. пассажирской. В 1883 построена
линия Баку - Беюк-Кясик - Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями
от Тбилиси до Батуми и Поти прямую ж.-д. связь между портами Каспийского
и Чёрного м.; в 1900 - Ба-ладжары - Дербент, связавшая р-ны Закавказья
с Сев. Кавказом и др. р-нами страны; в 1908-Джульфа-Норашен - Масис, соединившая
пограничную (с Ираном) ст. Джульфа с Ереваном и др. пунктами Закавказья.
За годы Сов. власти построены линии: Алят - Минд-живан - Кафан (1936)
и
Миндживан- Джульфа (1941) (сократившие путь между Баку и Ереваном),
а также Османлы - Астара (1941), Сальяны - Нефтечала (1941), Аджикабул
- Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дащке-санского железорудного месторождения
и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы-Кушчинский Мост. В составе
дороги - первая в СССР электрифици-ров. линия Баку - Сабунчи (1926). К
1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик - Уджары, Баку - Кишлы- Сумгаит,
Баладжары - Дуванный, Алабашлы - Кушчинский Мост и нек-рые др. линии небольшой
протяжённости.


В 1967 грузооборот
А. ж. д. составлял 1,1% от грузооборота всей сети; на магистралях Баку
- Дербент и Баладжары - Беюк-Кясик грузонапряжённость весьма высокая. А.
ж. д. отправляет за год св. 30 млн. т различных грузов; наибольший
уд. вес имеют нефтегрузы (42%), затем жел. руда, цемент и др. стройматериалы.,
хим. и минеральные удобрения, металлы и грузы с. х-ва. В ввозе и транзите
преобладают уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой
пром-сти. По видам сообщений перевозки распределяются: транзит 27% , ввоз
19% , вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия
грузов: Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг,


Кишлы, Кировабад
и др. А. ж. д. взаимодействует с крупнейшим на Каспийском м. портом по
перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной
переправы Баку - Красно-водск (1962) создана прямая связь р-нов Закавказья
с р-нами Ср. Азии. А. ж. д. осуществляет пассажирские перевозки как междугородные
(Баку - Тбилиси, Баку - Ереван, Баку - Москва и др.), так и пригородные.
Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети ж.
д. СССР.


Г. С.
Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я