АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 1) в широком смысле - деятельность по применению адм.-правовых
норм и разрешению индивидуальных дел исполнит, и распорядит. органами гос.
власти.


2) В узком
смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность гос. органов по
разрешению адм.-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами)
спора, а также по применению мер адм. принуждения.


Задача сов.
А. п.- обеспечение социалистич. законности в гос. управлении, охрана прав
и законных интересов сов. граждан. Адм.-процессуальные нормы определяют
порядок приёма и рассмотрения жалоб на действия гос. органов и их должностных
лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение адм. проступков,
применения мер адм. воздействия (личное задержание, санитарные, адм.-технич.,
адм.-медицинские и др. меры). Участниками А. п. могут быть граждане, обществ,
орг-ции, гос. органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса
имеет определённые законодательством процессуальные права и обязанности.
Напр., гражданин имеет право требовать рассмотрения его жалобы в установленный
законом срок и в компетентном органе, давать личные объяснения по существу
дела, требовать вызова свидетелей и т. д. Обществ, орг-циям предоставлено
право возбуждения дел об адм. нарушениях, участия в рассмотрении и разрешении
жалоб, в деятельности административных комиссий и др. органов, полномочных
применять меры адм. принуждения, и т. п.


А. п. представляет
собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий,
к-рые могут быть разделены на след, стадии:


Возбуждение
адм. дела по инициативе гос. органов, обществ, орг-ции или граждан, а затем
направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависят от
характера и содержания дела (напр., жалобы на незаконное наложение адм.
штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления
о наложении штрафа).


Рассмотрение
и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия А. п. Законодательство
(напр., Положение об административных комиссиях) чётко определяет порядок
производства по адм. делам. Некоторые дела, возникающие из адм.-правовых
отношений, законом отнесены к компетенции нар. судов (жалобы на неправильность
в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене
незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.).


Исполнение
решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение,
либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения
и т. д.). По нек-рым категориям дел предусмотрены ограничит, сроки исполнения
принятых решений (напр., постановление о наложении штрафа, не исполненное
в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит).


На всех стадиях
А. п. должны соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки.
Сторонам А. п. предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами
дела, а в случае необходимости - истребования дополнит, материалов, вызова
свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом
порядке и в надлежащей форме.


Решения, принятые
в порядке А. п., могут быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а
в случаях, установл. законом,- в суд, или опротестованы прокурором в порядке
общего надзора.


Развитие и
совершенствование А. п. в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией
гос. аппарата: повышается роль законодат. регулирования адм. процесса,
всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и др.
демократич. формы деятельности гос. органов, решающих адм. дела, расширяется
участие общественности на всех стадиях А. п., совершенствуются адм.-процессуальные
гарантии прав сов. граждан.


Лит.: Салищева
Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я