Главная > База знаний > Юридические термины и определения > Выдвижение Кандидатов В Депутаты, На Выборную Должность

Выдвижение Кандидатов В Депутаты, На Выборную Должность

Выдвижение Кандидатов В Депутаты, На Выборную Должность - часть избирательного процесса, в ходе которой различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию.

Покажем особенности выдвижения на примере выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

1. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов ГД от 2 июня 1999 г. право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют: а) для выдвижения списков кандидатов, избираемых в ГД по федеральному избирательному округу (т. е. по пропорциональной системе), — избирательные объединения и избирательные блоки; б) для выдвижения кандидатов в депутаты по территориальному одномандатному избирательному округу — избирательные объединения, избирательные блоки или непосредственно граждане.

Избирательными объединениями, согласно Федеральному закону "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., являются политические общественные объединения (политические партии, организации, движения). Цели этих объединений по ФЗ "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (в редакции от 2 июля 1998 г.) — участие в политической жизни общества путем формирования политической воли граждан, в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. В качестве избирательного объединения Устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования в органе юстиции. Поскольку в выборах депутатов ГД участвуют общероссийские политические объединения, их уставы положено регистрировать Министерству юстиции РФ.

Избирательный блок (см.: Блок избирательный) может образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями. Если избирательное объединение вошло в избирательный блок, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем в 5-дневный срок после представления протоколов съездов (конференций) с решениями о вхождении в блок и совместного решения общественных объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Решение избирательного объединения или блока о выдвижении и федерального списка, и списка кандидатов по одномандатным округам принимается только тайным голосованием их съездов (конференций). Объединение, блок вправе выдвигать в список кандидатов, не являющихся членами соответствующих общественных объединений. Состав федерального списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются самим избирательным объединением, блоком. Список можно полностью разбить на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или группам субъектов — с их указанием в списке). Вместе с тем в списке может быть его центральная часть — не более чем 18 кандидатов, не входящих в региональные группы. Если избирательное объединение, избирательный блок проходят 5-процентный барьер, депутатами становятся кандидаты из центральной части списка, а затем — представители из региональных групп. В региональную группу можно включать не только кандидатов, живущих в регионе: так, на выборах 1995 г. в региональных группах было много лиц, местом жительства которых является столица России. На выборах в ГД место жительства кандидатов юридического значения не имеет.

Закон разрешает включать в федеральный список кандидатов, выдвигаемых тем же избирательным объединением, блоком в одномандатных округах.

Общее число кандидатов по федеральному списку избирательного объединения, блока не может превышать 270 человек.

Федеральный список и список кандидатов по округам представляются в Центральную избирательную комиссию РФ с приложением целого набора документов, в том числе заявлений от каждого кандидата о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. ЦИК оставляет у себя оригиналы списков, а избирательному объединению, блоку выдает их заверенные копии. После получения копий начинается сбор подписей в поддержку избирательного объединения, блока, при этом каждый избиратель вправе ознакомиться с федеральным списком, который должен быть единым. Вносить изменения в состав и порядок размещения кандидатов в федеральном списке после его представления в ЦИК РФ нельзя, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидата (фамилия выбывшего кандидата исключается из списка, но не заменяется другой фамилией).

Получив от ЦИК РФ копии двух своих списков (федеральный и кандидатов, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам), объединение, блок начинают сбор подписей избирателей в поддержку соответственно федерального списка и каждого кандидата по округу. До получения списков от ЦИК РФ начинать сбор подписей запрещается. Так, в поддержку федерального списка на выборах 1995 г. и 1999 г. необходимо было собрать не менее 200 тыс. подписей (на выборах 1993 г. — 100 тыс.), причем в одном субъекте РФ — не более 14 тыс. (в 1995 г. — 7%, в 1993 г. — 15%) от требуемого общего числа. Для сбора подписей изготавливаются подписные листы по особой форме, установленной Законом. В каждом из них указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка. Любой избиратель вправе поддержать сколько угодно списков разных избирательных объединений, блоков, но в поддержку конкретного списка он может поставить свою подпись только один раз.

В одномандатных округах избирательные объединения, блоки могут выдвигать своими решениями целые списки таких кандидатов по округам — но только по одному на конкретный округ, причем они могут быть как включены, так и не включены в федеральный список. Наряду с этим избирательный Закон разрешает каждому гражданину РФ, обладающему активным избирательным правом и достигшим 21 года, выдвинуть себя кандидатом в депутаты ГД. Кроме того, право выдвинуть кандидата в депутаты по одномандатному округу принадлежит также избирателям. Закон о выборах депутатов ГД 1995 г. добавлял — по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного округа, но разрешал выдвигать кандидатов не трудовым коллективам как таковым, а работникам в качестве избирателей округа. Закон 1999 г. оставил лишь указание о том, что право выдвижения кандидатов принадлежит гражданину (гражданам), обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа. В окружную избирательную комиссию помимо уведомления о выдвижении его кандидатом, он направляет заявление о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе.

После выдвижения кандидата по округу — и списком избирательного объединения, блока, и на собрании избирателей, и путем самовыдвижения — следует собрать в поддержку кандидата подписи избирателей в количестве не менее 1% от общего числа избирателей данного округа. На последних выборах сбор подписей облегчен: в 1993 г. он разрешался только по месту жительства, с 1995 г. — также и по месту работы, службы (в том числе и в воинских частях по согласованию с командирами), учебы избирателей и в общественных местах.

Данные о себе избиратель вносит лично. Причем недействительны подписные листы с уже внесенными данными избирателей (т. е. составленные по данным отдела кадров, учебной части, домоуправления и т. п.), когда им остается лишь расписаться. Такие подписные листы не учитываются, так же как и подписи, сделанные карандашом либо подписи избирателей, не указавших необходимых данных. Каждый подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием тех же данных), а также уполномоченным представителем избирательного объединения, блока, а при выдвижении избирателями округа — кандидатом в депутаты.

После сбора подписей осуществляется регистрация кандидатов и их списков. Собрав необходимое число подписей в поддержку своего федерального списка, избирательное объединение, избирательный блок представляют не позднее 55 дней до дня выборов в ЦИК РФ: подписные листы в поддержку федерального списка; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях, происшедших в списке и в данных о каждом кандидате; сведения о размере и источниках доходов каждого кандидата; сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности: первый финансовый отчет избирательного объединения, блока.

Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения списка требованиям Закона о выборах в ГД и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любой вариант решения может быть обжалован в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение пяти дней.

Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу непосредственно избирателями или избирательным объединением, блоком, также за 55 дней до дня выборов кандидат либо уполномоченный представитель объединения, блока представляют в окружную избирательную комиссию аналогичные названным выше документам: подписные листы, сведения об изменении данных о кандидате, сведения о его доходах и имуществе и т. д. Окружная избирательная комиссия осуществляет свою проверку в течение десяти дней со дня принятия документов и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной избирательной комиссии может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию РФ или соответственно в Верховный Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа. Жалоба рассматривается в течение пяти дней.

2. Согласно Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г., право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ имеют избирательные объединения, блоки и осуществляют его в том же порядке, как и при выдвижении федеральных списков при выборах в ГД. Кроме того, каждый гражданин РФ или группа граждан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента РФ. Инициативная группа обращается в ЦИК РФ с ходатайством о ее регистрации. В своем ходатайстве она указывает фамилию, имя, отчество и другие данные своего кандидата на должность Президента РФ; фамилии, имена, отчества и другие данные членов инициативной группы.

Как избирательные объединения, блоки, так и инициативные группы обязаны собрать в поддержку своего кандидата на должность Президента РФ не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей производится по правилам, приведенным выше. В ЦИК РФ представляются: подписные листы; итоговый протокол; заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Президента РФ; декларация о доходах кандидата за последние два года, предшествующих году выборов. Документы представляются не позднее чем за 60 дней до дня выборов. ЦИК РФ проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям Закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любое решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение трех дней, решение ВС РФ окончательно.

Регистрация как завершающий шаг процесса выдвижения кандидатов имеет важное юридическое значение. Прежде всего только со дня регистрации начинается предвыборная агитация, до регистрации ни избирательные объединения, блоки, ни претенденты на депутатские мандаты заниматься этим не вправе. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения может быть основанием для отказа в регистрации кандидатов, а также административной ответственности виновных лиц. Кроме того, только с регистрацией кандидаты получают право на использование части государственных средств на мероприятия по подготовке выборов (например, транспортные расходы). И лишь после регистрации у кандидатов возникают гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности. (С. А.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я