Главная > База знаний > Юридические термины и определения > Возвращение Принятого Федерального Закона Без Его Рассмотрения

Возвращение Принятого Федерального Закона Без Его Рассмотрения

Возвращение Принятого Федерального Закона Без Его Рассмотрения - не предусмотренное Конституцией РФ и регламентными нормами, но вошедшее в законодательную практику обыкновение, в соответствии с которым Президент, не прибегая к процедурам подписания (или отклонения) и обнародования направленного ему федерального закона, возвращает его Федеральному Собранию, мотивируя свое решение нарушением парламентом конституционного порядка принятия данного закона. В постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. указано, что не является отклонением федерального закона (т.е. использованием Президентом РФ права вето) в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возвращение Президентом РФ федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур. Такой вывод Конституционного Суда создает прецедент, на основе которого глава государства наделяется правом определять фактический порядок принятия федерального закона согласно установленным Конституцией РФ процедурам. Однако это не вполне согласуется с определенной Конституцией ролью Президента в законодательном процессе. Среди основных мотивов принятия такого решения Президентом чаще всего называются: несоблюдение депутатами Государственной Думы принципа личного голосования; отсутствие кворума на заседании палаты, т.е. минимального числа членов, необходимого для принятия закона; практикуемое Советом Федерации в нарушение действующей Конституции голосование по закону путем опроса членов Совета Федерации на подписных листах и др. В этих и других случаях, возвращая закон парламенту без рассмотрения его по существу, Президент де-факто наделяет себя правом определения конституционности действий (решений) палат Федерального Собрания и конституционности их регламентов — нормативно-правовых актов, соответствие или несоответствие которых Конституции вправе устанавливать только Конституционный Суд. Обыкновение вошло в практику с 1996 г. В 1997 г. Президент возвратил без рассмотрения 11 законов, при этом 4 из них возвращались дважды. Подобная процедура использовалась Президентом и в последующие годы, причем даже в отношении федеральных конституционных законов. По Конституции такой закон принимается палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством, поэтому к нему неприменимо вето. Президент обязан в течение 14 дней подписать такой закон и обнародовать его. Возвращение Президентом законов без их рассмотрения парламенту изменяет природу отлагательного вето, придает ему таким образом абсолютный (неопровержимый) характер. Тем самым существенно нарушается установленный Конституцией баланс сил между различными ветвями власти. (В.Ч.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я