Швеция (королевство Швеция)

Швеция (королевство Швеция) - государство, расположенное в Северо-Западной Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Ш. — унитарное государство, состоящее из 24 округов (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления — ландстинги, избираемые населением на 3 года. Их деятельность контролируется губернаторами, которые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро. Государственный строй Ш. определен Конституцией 1974 г., которая состоит из 3 основных законов — Закона о форме правления, Закона о престолонаследии, Закона о свободе печати. Ш. — конституционная монархия. Глава государства — король, наделенный чисто представительскими функциями и являющийся символом государства и нации. Законодательная власть осуществляется риксдагом (парламентом), основанным в 1435 г. С 1971 г. риксдаг Ш. — однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путем всеобщего, прямого и тайного голосования раз в 4 года. Исполнительная власть принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Основы современной правовой системы Ш. были заложены Законом Шведского государства (королевства) 1734 г. До этого основными источниками права в стране служили сначала нормы обычного права, а затем и отдельные законодательные акты и собрания законов. Территория Ш. никогда не находилась под иностранным господством, поэтому развитие шведского права определялось внутренними потребностями страны и лишь отчасти влиянием иных правовых систем римского права и торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики. В XI — XII вв. в отдельных провинциях Ш. местные правовые обычаи заучивались "хранителями закона", которые время от времени торжественно оглашали их на собраниях свободных землевладельцев — "тингах". Начиная с XIII в. эти обычаи стали записываться, а в середине XIV в. на их основе, а также с учетом норм торгового и канонического права, заимствованных из иных правовых систем, были изданы королем Магнусом Эриксоном общенациональные, но раздельные для сельских районов и городских поселков кодексы законов. Эти кодексы представляли собой собрания наиболее часто применяемых правовых положений. Они содействовали укреплению единства Ш. и на протяжении почти четырех веков были основными источниками права: развитие законодательства осуществлялось главным образом путем внесения в них изменений и дополнений либо публикации их пересмотренных изданий. С конца XVII в. началась подготовка реформы всей системы шведского законодательства, для чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов. Ее работа завершилась принятием риксдагом в 1734 г. Закона Шведского государства. Этот важнейший для истории законодательства Скандинавских стран документ представлял собой результат развития прежде всего шведского и отчасти финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Ш., и финские юристы входили в состав комиссии по подготовке реформы законодательства). В некоторых его положениях, в особенности цивилистических, сказывалось влияние римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли права и включающий 9 разделов. Семь из них были посвящены вопросам материального права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, противозаконные действия и наказания). Два раздела регулировали процессуальные вопросы — процедуру судебного разбирательства гражданских и уголовных дел, а также исполнение судебных решений. С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские исследователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок, отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно к потребностям своего времени. Однако будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Ш. опередила многие европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И в настоящее время он формально признается центральным действующим актом шведского законодательства. Развитие шведского права после издания Закона 1734 г. шло по пути последовательного пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов. Попытки создания нового свода законов, который заменил бы собой Закон 1734 г., предпринимались лишь после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. К настоящему времени большинство первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в. Конституционный акт, изданный в 1974 г. под названием "Форма правления", предусматривает издание наряду с конституционными и обычными законами подзаконных актов, принимаемых правительством в порядке делегированного законодательства (их число ныне существенно превышает число актов, принимаемых риксдагом). Широкими полномочиями на издание подзаконных актов общеобязательного характера пользуются отдельные министерства и ведомства (в соответствующих сферах управления). Большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (ВС) (3 человека) и Верховного административного суда (1 человек), заключения постоянных комиссий риксдага и др. Одним из источников права в Ш. служит обычай, например, в сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного прецедента. На развитие шведского законодательства воздействует сближение правовых систем Скандинавских стран, начавшееся в 70-х гг. прошлого века и особенно усилившееся после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Ш. входят Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого движения комиссиями экспертов готовятся законопроекты, многие из которых в Ш. уже стали законами, идентичными или весьма близкими законам других Скандинавских стран, прежде всего в сфере брачно-семейного, договорного, деликтного права, законодательства о компаниях и др. Гражданское право и смежные с ним отрасли права. В системе шведского законодательства никогда не было единого гражданского кодекса, а нормы одного из разделов Закона 1734г., посвященного вопросам торгового права, ныне почти полностью утратили силу. В сфере гражданского и торгового права важную роль играют Закон о продаже товаров 1905 г., почти совпадающий с аналогичным датским и норвежским законодательством, и Закон о договорах и иных юридических сделках 1915 г. Они регулируют как вопросы заключения договоров (форма, представительство сторон и др.), так и последствия невыполнения обязательств. Серьезным дополнением к ним служат законы, принятые в 1971 г., — о запрещении договоров с ненадлежащими условиями и о продаже товаров потребителям. Оба они направлены на то, чтобы попытаться оградить рядовых граждан от произвола крупных корпораций. Отношения земельной собственности регулируются Законом о недвижимом имуществе 1970г., допускающим известные ограничения прав собственников в интересах охраны природы, а также территориального (в особенности городского) планирования. Меры по охране окружающей среды, в том числе связанные с добычей полезных ископаемых, изменением гидрологических условий, использованием пестицидов и других химических и биологических веществ, стали в Ш. самостоятельной и весьма значимой отраслью законодательства. Не менее важны Законы об АО 1975 г. и о торговых компаниях и партнерстве 1980 г. Основные акты в сфере брачно-семейных отношений — Закон о браке 1920 г. и Закон о родителях и детях 1949 г., в которые были внесены значительные изменения, большей частью в результате деятельности Комиссии по реформе семейного права, созданной в 1969 г. Шведское право признает равенство юридических последствий брака, заключенного в гражданской и в религиозной форме. Имущественные права супругов с 1978 г. регулируются таким образом, чтобы обеспечить их относительную самостоятельность, а при необходимости — возможность получить после развода содержание со стороны более обеспеченного супруга. Процедура развода после проведенной в 1973 г. реформы существенно упрошена (как правило, развод предоставляется через 6 месяцев после обращения в суд). В результате изменений, внесенных в 1976 г. в Закон о родителях и детях, практически устранены различия в правовом статусе детей, рожденных вне брака, и законнорожденных. Согласно Закону о наследовании 1958 г. (с последующими изменениями) завещание наследодателя не должно ухудшать положение его детей по сравнению с правилами наследования по закону. Закон о семейной собственности 1986 г. предусматривает, что лица, находившиеся в супружеских отношениях без их оформления, имеют право на совместное имущество при расторжении фактических супружеских отношений и в случае смерти другого супруга. Начиная с 20-х гг. XX в. в результате борьбы трудящихся за свои права, с одной стороны, и стремления правящих кругов к политике компромисса в социальных вопросах — с другой, большое развитие получило законодательство, регулирующее трудовые отношения и вопросы социального обеспечения и страхования. В Законе о совместном регулировании трудовых отношений 1976 г. и других актах закреплена сложившаяся в Ш. система по существу принудительного мирного разрешения трудовых конфликтов путем переговоров нанимателей и работников. В коллективных договорах, заключаемых между профессиональными объединениями рабочих и соответствующими ассоциациями предпринимателей на 1-3 года, устанавливаются условия труда и ставки заработной платы. Шведское законодательство, провозглашающее право работников на забастовку, предусматривает, однако, возможность запрета забастовки по решению риксдага, если она наносит значительный ущерб интересам граждан и общества. Согласно поправкам, внесенным в Закон о защите наемного труда в 1982 г., увольнение работника может производиться лишь по "объективно оправданной" причине. Закон о всеобщем страховании 1962 г. и другие акты предусматривают выплату пенсий по старости (так называемые "народные пенсии"), дополнительных пенсий, исчисляемых с учетом предыдущих заработков, пособий при производственных травмах, по болезни, по беременности, пособий на детей, "вдовьей пенсии" и др. За последние десятилетия большое развитие получило законодательство в области охраны окружающей среды. Закон о рациональном использовании сельскохозяйственных угодий 1979 г. с дополнениями 1984 г. преследует цель связать интересы охраны природы с практикой сельского хозяйства. Закон об охране лесов 1979 г. был дополнен Законом о запрете применения пестицидов на лесных угодьях 1983 г. и Законом об охране лиственных лесов 1984 г. Продолжают действовать Охотничий кодекс 1938 г. и Закон об охоте 1938 г. Правила добычи рыбы определяются Декретом о рыболовстве 1982 г. и другими актами. Контроль за особыми природными зонами, меры по защите животных и растений определяются нормами законов об охране природы 1967 и 1969 гг. Имеется также Закон о водных ресурсах 1983 г. Наиболее важную роль в этой области ныне призван играть Закон о возмещении ущерба окружающей среде 1986 г., который определяет различные категории этого ущерба и санкции за них. Уголовное право. Нормы уголовного права, содержавшиеся в Законе 1734 г., действовали в Ш. до 1864 г., когда был издан новый Уголовный кодекс (УК). Он был составлен под известным влиянием австрийского 1803 г., баварского 1813 г. и прусского 1851 г. УК и в целом отражал идеи классической школы уголовного права. УК 1864 г. содержал достаточно четкие признаки отдельных преступлений и предусматривал весьма узкие пределы судейского усмотрения. Кодекс действовал ровно столетие — с 1 января 1865 г. по 1 января 1965 г., когда вступил в силу УК 1962 г., действующий в настоящее время. В нем нашли отражение идеи "новой социальной защиты" — буржуазно-либерального движения в уголовной политике, охватившего многие западноевропейские страны после второй мировой войны, а также реформаторские подходы и концепции шведских социал-демократов, по большей части находившихся у власт?в период подготовки проекта кодекса (1932-1962). УК является оригинальным правовым документом с нестандартным расположением материала. После кратких Общих положений следует раздел "О преступлениях", где описаны составы посягательств, затем там же — вопросы ответственности за покушение, приготовление и соучастие, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, и, наконец, в заключительном разделе — санкции и принципы их назначения. УК 1962 г. предусматривает относительно невысокие санкции за большинство преступлений, он требует лишать свободы несовершеннолетних и молодых людей лишь в исключительных случаях. Согласно УК тяжесть преступления должна учитываться только при назначении собственно наказания, т.е. лишения свободы и штрафа, все же иные меры воздействия (в частности, условное осуждение в различных формах) должны применяться с учетом прежде всего особенностей личности правонарушителя. Штрафы назначаются либо в денежных суммах, либо в так называемых дневных ставках с учетом имущественного положения осужденного. УК предусмотрел интернирование опасных рецидивистов в специальные учреждения, откуда они могут быть выпущены по решению надзорной комиссии. Содержание УК 1962 г. охватывает лишь основные категории преступлений. Ответственность за автотранспортные преступления, контрабанду, распространение наркотиков, нарушения налогового законодательства и меры по борьбе с иностранными террористическими группами предусмотрены в дополнительных уголовных законах либо в законах общего характера (например, в Законе об иностранцах 1980г.). Важными дополнениями к УК 1962г. служат законы об отбывании наказания в местах лишения свободы и об исполнении штрафов, изданные в 1964 г. (с последующими изменениями). Смертная казнь за преступления, совершаемые в мирное время, была отменена в 1921, а окончательно как вид наказания — в 1972 г. Последний смертный приговор был приведен в исполнение в 1910 г. Вопросы уголовного и гражданского процесса в шведском праве традиционно (как это было и в соответствующем разделе Закона 1734 г.) объединены в одном источнике и нередко регулируются одними и теми же нормами (о составе суда, о процессуальных сроках, о вызове в суд, о средствах доказывания и др.). В 1942 г. был принят действующий ныне Закон о судебной процедуре (вступил в силу с 1 января 1948 г.). По своему содержанию это закон о судоустройстве и одновременно процессуальный кодекс, в котором особенности уголовного и гражданского процесса отмечаются после изложения общих норм, действующих в каждой судебной инстанции. В нем провозглашены принципы состязательности, публичности, устности, непосредственности судебного разбирательства и допустимости всех видов доказательств со свободной оценкой их судом. Большое число изменений и, дополнений к нему внес Закон об исполнении судебных решений по гражданским делам 1981 г. Исследования в области права ведутся в Ш. главным образом на юридических факультетах университетов в Стокгольме, Гетеборге и Упсале, где в 1620 г. была основана первая в Европе кафедра национального права. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Систему общих судов в Ш. с 1789 г. возглавляет ВС. Он состоит не менее чем из 22 членов (советников юстиции), одного из которых правительство назначает председателем. В ВС действуют 3 отделения, где дела рассматриваются в составе 5-7 членов суда. Основная его функция — рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов (так называемый пересмотр судебных решений). ВС может принять жалобы и по вопросам права, и в связи с неверной оценкой нижестоящим судом фактических обстоятельств дела, в том числе доказательств. Однако само право на обжалование в ВС весьма ограничено: вопрос о принятии той или иной жалобы к разбирательству решается коллегией из 3 судей по их усмотрению, а те отбирают лишь дела, значение которых существенно для судебной практики в целом. В качестве суда первой инстанции ВС рассматривает дела об ответственности за должностные преступления министров и некоторых других высших должностных лиц. В случаях, когда речь идет о правовых принципах или толковании закона, дела выносятся на рассмотрение пленарного заседания ВС. Его решения определяют правоприменительную деятельность судов и официальных учреждений. Шесть апелляционных судов (соответственно числу округов, охватывающих в совокупности всю территорию страны) имеют по два или более отделения и включают: председателя, одного или нескольких флагманов (председательствующих в составах суда) и родманов (членов суда). В составе 4-5 судей слушаются апелляционные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами по уголовным и гражданским делам, предпринимая, по существу, новое судебное разбирательство с привлечением при необходимости новых доказательств (в Ш. обжалуется обычно не более 5% приговоров и решений нижестоящих судов). Они же в качестве суда первой инстанции рассматривают некоторые категории уголовных дел. Если при этом обвиняемому грозит наказание более строгое, чем штраф, то суд заседает в составе 3-4 штатных судей и 2-3 заседателей (асессоров). Предварительная подготовка дела может быть поручена штатному судье или служащему суда. Окружные суды (их в стране около 100), часто называемые сессионными, пришли на смену существовавшим до 1971 г. сельским и городским судам, весьма различавшимся между собой по составу и полномочиям. Это низовые звенья судебной системы. Они состоят из лагмана и различного числа родманов (в некоторых судах по одному, в окружном суде Стокгольма — более 100) и рассматривают по первой инстанции подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел. В разбирательстве уголовных и брачно-семейных дел участвуют 1 штатный судья и 5 заседателей, в гражданских — 3 штатных судьи. Единолично судья вправе рассматривать дела о малозначительных преступлениях, наказуемых только штрафом, и проводить подготовительное разбирательство по гражданским делам. Заседатели, избираемые собраниями коммунальных уполномоченных сроком на 6 лет, участвуют совместно с судьей в разбирательстве дела, и принятое ими даже вопреки мнению судьи решение, если за него высказались 4 из 5 заседателей, считается окончательным приговором (в противном случае оглашается приговор, предложенный судьей). Аналогичные правила действуют и при рассмотрении брачно-семейных дел. Жюри присяжных заседателей, выносящих вердикт о виновности или невиновности, создается только для разбирательства дел о преступлениях против Закона о печати 1974 г. Для рассмотрения гражданских дел с относительно небольшой суммой иска существует упрощенная процедура судебного разбирательства единолично судьей, как правило, без участия адвокатов (Закон о рассмотрении мелких исков 1974 г.). Шведское законодательство допускает также рассмотрение гражданских споров арбитрами. Согласно Закону об арбитрах 1929г. каждая из сторон назначает своего арбитра, а те выбирают третьего. Решение арбитров окончательно, но по некоторым формальным основаниям может быть обжаловано в общие суды. На судей окружных судов возложена также регистрация сделок по продаже и закладу земельных участков и завещаний и надзор за опекой и управлением имущества несовершеннолетних. В Ш. имеется развитая система учреждений административной юстиции, рассматривающих жалобы на действия государственных и муниципальных учреждений (однако споры по договорам, заключенным властями с частными лицами или компаниями, а также иски из причинения вреда, предъявленные властям, подлежат разбирательству в общих судах). Их деятельность регулируется Административно-процессуальным кодексом 1971 г. Возглавляет эту систему Верховный административный суд (находится в Стокгольме, основан в 1909 г.), состоящий из 21 судьи и по своим функциям, структуре и организации деятельности аналогичный ВС Ш. Он занят рассмотрением жалоб на решения, вынесенные нижестоящими апелляционными административными судами, но только в тех случаях, когда соответствующая коллегия сочтет такое рассмотрение целесообразным. Некоторые категории жалоб, обращенных в органы административной юстиции, рассматриваются Верховным административным судом по первой инстанции. Апелляционные административные суды (их 4) также напоминают общие апелляционные суды. Они рассматривают жалобы на решения нижестоящих административных судов, а также слушают по первой инстанции жалобы на решения административных органов по вопросам заработной платы служащих, социального обеспечения и др. В состав суда при разбирательстве конкретного дела входит 3-4 штатных судей, а в некоторых случаях — 3 судей и 2 заседателя. Имеется также Налоговый апелляционный суд.

Низшее звено этой системы учреждений юстиции — административный суд лена (лен — административно-территориальная единица). Дела в нем слушает штатный судья с участием 3 заседателей. В компетенцию этого суда входит разбирательство споров по налогообложению, о лишении водительских прав, о наложении ареста на имущество, о принудительной передаче детей от одного из родителей другому и т.д. Административный суд лена может рассматривать также дела о правонарушениях несовершеннолетних, о принятии мер к алкоголикам и наркоманам. Наряду с названными общими и административными судами имеется большое число специальных судов — по жилищным вопросам, по делам о земельной собственности, по делам социального страхования, коммерческий и др. Среди них наиболее важную роль играет Суд по трудовым конфликтам (основан в 1928 г.). Согласно Закону о судопроизводстве по трудовым спорам 1974 г. он в качестве первой и окончательной инстанции рассматривает конфликты, возникающие в связи с толкованием и применением коллективных договоров, а также жалобы на решения окружных судов по иным спорам между предпринимателями и работниками. Судьи назначаются на свои должности правительством из числа граждан, имеющих высшее юридическое образование (ученую степень) и сдавших квалификационные экзамены. Свою карьеру все судьи начинают со стажировки в качестве клерков при судах. Особое место в системе государственных учреждений и судебных органов принадлежит канцлеру юстиции и омбудсманам. Канцлер в отличие от министра юстиции не входит в правительство, но подчиняется ему (некогда он подчинялся непосредственно королю). Он возбуждает дела по обвинению в должностных преступлениях членов высших судебных органов, ведет контроль за осуществлением законодательства о свободе печати и выполняет некоторые другие надзорные функции, в частности в отношении адвокатов. Со времени конституционных реформ 1809 г. существует и должность омбудсмана юстиции — уполномоченного риксдага, надзирающего за отправлением правосудия и соблюдением законов должностными лицами и государственными учреждениями. Омбудсманы (ныне их 4) назначаются сроком на 4 года из числа опытных юристов. Будучи призваны защищать интересы граждан, они принимают жалобы от них на нарушения их прав, но могут лишь ходатайствовать об отмене незаконных решений и распоряжений властей. Ежегодно они представляют отчеты парламенту. В 1975 г. учреждена также должность омбудсмана потребителей, призванного защищать их интересы от недобросовестных производителей товаров и торговцев. Расследование подавляющего числа дел об уголовных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел — прокуратура. Поддерживает обвинение в суде государственный обвинитель (прокурор). Он вправе отказаться от судебного преследования, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмотренный законом штраф, тем самым признав себя виновным. Правом прекратить уголовное дело, в том числе с уплатой штрафа, обладает и полиция. Генеральный прокурор состоит при ВС, но осуществляет общий контроль за деятельностью прокуроров всех рангов и их помощников. Интересы сторон в гражданском процессе, как обвиняемого, так и потерпевшего в уголовном процессе, могут представлять адвокаты. Выступать в суде вправе только члены Шведской ассоциации адвокатов, принятые в нее после 5 лет практической юридической работы и сдачи соответствующих экзаменов. Значительное число жителей Ш. имеет право на бесплатную либо частично оплачиваемую юридическую помощь, в том числе со стороны государственного защитника по уголовному делу. Кроме того, многие из них застрахованы на случай расходов по судебных делам.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я