Чтения Парламентские

Чтения Парламентские - рассмотрение, завершающееся принятием или отклонением законопроектов на пленарных заседаниях (палаты) парламента. Термин "чтение" появился в парламентской практике вместе с возникновением законодательной процедуры в связи с тем, что текст проекта акта зачитывался парламентариям. Например, до сих пор в Великобритании парламентарии не могут познакомиться с текстом вносимого на рассмотрение парламента законопроекта до первого чтения. Иногда вместо "Ч.п." употребляются иные термины, например "обсуждение" — в Колумбии, "голосование" — в Болгарии. В разных странах Ч.п. имеют свою специфику и их число может быть различным, однако чаще всего проводится три чтения законопроекта, прежде чем он станет законом. Как правило, процедурой предусматривается возможность отклонения законопроекта в результате любого чтения, а также возможность его возвращения на этап предыдущего Ч.п. Поэтапное рассмотрение законопроектов призвано обеспечить высокое качество принимаемых законов. Основная задача первого чтения состоит в определении принципиальной необходимости принятия закона. При этом выясняется реальная потребность в урегулировании проблемной ситуации и соответствие проблемы уровню закона. В ряде парламентов в ходе первого чтения обсуждаются также основные концептуальные положения законопроекта либо концепция законодательного решения в целом. Обычно на первое Ч.п. законопроект выносится в редакции субъекта законодательной инициативы. Во время второго Ч.п. рассматриваются поправки к законопроекту и его новая редакция с учетом предлагаемых изменений. Обсуждение поправок завершается голосованием — как по отдельным поправкам, так и по блокам поправок в соответствии с рекомендациями ответственного комитета об их принятии или отклонении. Третье Ч.п. посвящено рассмотрению законопроекта в окончательной редакции. Как правило, на этом этапе внесение поправок не допускается. В случае положительного решения закон принимается в целом. Законодательная процедура может устанавливать определенный временной интервал между Ч.п. для качественной подготовки законопроекта и материалов к нему к следующему Ч.п. В некоторых парламентах сроки подготовки определяются для каждого законопроекта отдельно и устанавливаются решением (палаты) парламента или ответственным комитетом. На случаи необходимости экстренного рассмотрения законопроектов во многих странах предусматриваются срочные процедуры с сокращением числа Ч.п. и интервалов между ними, упрощением процедуры и т.п. В исключительных случаях допускается рассмотрение законопроекта и принятие закона в одном Ч.п. Как правило, это происходит, когда либо сам акт предполагает рассмотрение в одном Ч.п., либо он находится в высочайшей степени готовности и соответствует всем требованиям к качеству закона. В РФ термин "Ч.п." используется в практике работы ГД, которая в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 105) принимает ФЗ. В СФ, который только одобряет (или отклоняет) законы, принятые ГД, применяется термин "рассмотрение ФЗ, принятого ГД". Рассмотрение законопроектов в палате осуществляется в трех чтениях, если ГД применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение (см. Законодательный процесс). Возможность сокращения количества чтений на практике определяется степенью готовности законопроекта, а также необходимостью срочного принятия закона чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного законодательного регулирования, окончания работы сессии или созыва ГД и т.п. В отдельных случаях количество чтений законопроекта определяется не Регламентом ГД, а специальными ФЗ. Так, проект федерального бюджета, как правило, рассматривается в четырех чтениях, а проекты законов о ратификации международных договоров РФ рассматриваются в одном Ч.п. Интервал между чтениями устанавливается решением ГД и определяется объемом выполняемых ответственным комитетом работ по подготовке законопроекта к очередному рассмотрению. Для первого и второго Ч.п. он больше, для третьего — меньше. При рассмотрении ФЗ на пленарных заседаниях СФ изменения в текст законодательного акта не вносятся, так как в этой палате рассматривается не проект, а закон; кроме того, обязательному рассмотрению СФ подлежат только законы, указанные в ст. 106 Конституции РФ; остальные законы СФ рассматривает, если сочтет необходимым. Решения ФС по результатам рассмотрения законопроектов и законов оформляются соответствующими постановлениями (см. Постановления палат Федерального Собрания РФ).

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я