Форма Государства

Форма Государства - непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить государство с точки зрения формы — значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Ф. г., как и его сущность и содержание, никогда не оставалась статичной, а всегда изменялась и развивалась под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Постоянно менялось и представление о них. Подтверждение тому — десятки, если не сотни, различных мнений и суждений по вопросу о Ф. г., высказанных за всю историю его развития.

Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые, мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под Ф. г., какие Ф. г. существуют, чем они отличаются друг от друга. Так, один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) исходил из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялись "законная монархия" — царская власть — и "незаконная" — олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, — не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, трансформируется в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа может выродиться в свою противоположность — тиранию. Это, как считал Платон, — самая худшая Ф. г., при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства — тиран — захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа".

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались и в других странах на всех стадиях существования и развития человеческой цивилизации.

Значительное внимание исследованию Ф. г. уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Но среди авторов-современников также нет единства мнений и представлений о понятии, видах и содержании Ф. г. Высказываются самые разные точки зрения. Например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х гг. традиционным было представление о Ф. г. как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому Ф. г. состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Это мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. (М. М.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я