Счетная Палата

Счетная Палата - наиболее распространенное в мире название органа высшего финансового (финансово-экономического) контроля в государстве. Как собственное название используется в Венгрии. Греции, Испании, Португалии, ФРГ, РФ и ряде других стран. В США С.п. называется Генеральным отчетным управлением, в Бразилии, Алжире, Франции, Румынии — счетным судом. Правовое положение С.п. в системе государственных органов неоднозначно. В большинстве стран они выступают в качестве вспомогательного органа парламента, обеспечивающего исполнение его контрольных функций. В Италии С.п. конституционно определена как вспомогательный орган правительства. Объем конкретных полномочий и возможных объектов контроля со стороны С.п. также неодинаков. В ряде стран он наделяется полномочиями судебного органа (Болгария, Греция, Португалия, Франция, Япония). Соответственно, различается и правовое положение членов С.п. В одних странах они являются должностными лицами, в других наделяются статусом судей и несменяемы на своем посту. С.п. — коллегиальный орган, во главе которого стоит председатель. В большинстве стран председатель и члены С.п. должны принести присягу при вступлении в должность. В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему, функции С.п., как правило, выполняются специальным должностным лицом — генеральным аудитором и подчиненным ему аппаратом.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ — орган, предусмотренный Конституцией РФ (ст. 102, 103); согласно ст. 1 ФЗ РФ от 18 ноября 1994 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый ФС и подотчетный ему. Задачи С.п. РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (далее — бюджет) по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджета; финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. С.п. РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата С.п. РФ. Председатель и 6 аудиторов назначаются ГД на 6 лет. Заместитель Председателя и другие 6 аудиторов — СФ на тот же срок. Контрольные полномочия С.п. РФ распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и др., если они получают, перераспределяют и используют средства из бюджета или используют федеральную собственность либо имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Все органы, предприятия, учреждения и организации, включая банки, обязаны представлять информацию, запрашиваемую С.п. РФ. По результатам проведенных контрольных мероприятий С.п. РФ направляет соответствующим органам, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по выявленным нарушениям, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление С.п. РФ должно быть рассмотрено в срок, указанный в нем, или, если срок не указан, — в течение 20 дней со дня его получения. О принятом решении и о мерах по его реализации незамедлительно информируется С.п. РФ. При выявлении в проверяемых объектах нарушений, наносящих прямой ущерб государству и требующих безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений С.п. РФ последняя имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний С.п. РФ она вправе (по согласованию с ГД) приостановить все виды финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций. С.п. РФ ежеквартально представляет ФС отчет о ходе исполнения федерального бюджета. По поручению палат, по запросам комитетов и комиссий палат, депутатов ГД и членов СФ, Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ С.п. РФ готовит заключения и дает ответы по вопросам, входящим в ее компетенцию.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я