Суверенитет

Суверенитет - верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три следующих аспекта (разновидности) С.

1)С. народа, или народный С. Суть концепции народного С. в том, что народ является носителем С. и единственным источником власти в обществе и государстве, ему принадлежит вся полнота власти.

Власть народа осуществляется в трех формах — государственной, общественной и власти местного самоуправления. Государственную власть осуществляют либо народ непосредственно (например, путем референдума или выборов государственных органов), либо органы государства. Решения и действия государственной власти обязательны для всех, они исполняются добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства. Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан, она обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия. Власть местного самоуправления осуществляется на территории муниципальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти, при решении переданных полномочий государственных органов она выступает от имени государства. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала.

В Российской Федерации основы С. народа заложены в Конституции РФ, которая гласит, что носителем С. и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст. 3); 2) С. государств а. Он выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности.

Единство государственной власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу.

Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например, политических партий, движений, органов местного самоуправления и др.), так и от иностранных государств и международных организаций. Разумеется, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается, но ни ограничение государственной власти, ни подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны.

Таким образом, С. государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю его территорию. Конституционные основы С. государства отражены в некоторых статьях Конституции РФ.

Так, согласно ст. 4, С. РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Она обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. В соответствии со ст. 67 территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Она обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права; 3) С. национальный. Он выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т. д.), так и касающиеся отношений с другими нациями, народностями (создание новых государственного образования или национально-государственной (автономной)единицы, вхождение в состав какого-то государства и т. д.).

Все три формы С. взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. В принципе, народный С. как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и С. государственного, и С. национального. Вместе с тем реализация народного С. в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь, реализация национального С. должна сочетаться с настроениями граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный С. приводит к провозглашению государства лишь данной нации, это может ущемить интересы остальных граждан и даже вызвать противостояние между ними. Таким образом: С. государства, с одной стороны, корреспондирует с народным С., когда народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности, с другой стороны, — с национальным С., когда государство одновременно воплощает интересы (С.) главной (титульной) нации. В Конституции РФ (ст. 5) в качестве одной из основ ее федеративного устройства назван не национальный С., а равноправие и самоопределение народов в РФ. (С. А.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я