Главная > База знаний > Юридические термины и определения > Соединенные Штаты Америки (сша)

Соединенные Штаты Америки (сша)

Соединенные Штаты Америки (сша) - государство в Северной Америке. Конституция США принята в 1787 г. Это одна из старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из наиболее "жестких": за 200 лет в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из которых, так называемый Билль о правах США — вступили в силу в 1791 г. В противоположность юридической конституции существует, по выражению американских теоретиков, "живая конституция". Другими словами, Конституция 1787 г. действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президента. По форме государственного устройства США — федерация. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Конституция содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции центральной власти. Вопросы, не включенные в этот перечень, штаты правомочны решать самостоятельно. Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные органы — легислатуры, свою исполнительную власть, во главе которой стоит губернатор, свою судебную систему. Развитие американского федерализма характеризуется борьбой двух тенденций: с одной стороны, происходит расширение компетенции центральной власти, с другой — усиление власти штатов. В XX в. сильнее стала проявляться первая тенденция. По форме государственного правления США — президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип разделения властей — законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду (ВС) и другим судам. Высший орган государственной власти — Конгресс — состоит из двух палат — Палаты представителей и Сената. Палата представителей, в состав которой входят 435 членов, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на 2 года. Сенат — палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. В ее составе 100 человек — по 2 от каждого штата. В Палате представителей председательствует спикер, избираемый из числа ее депутатов, в Сенате — вице-президент США. Спикер является представителем партии, располагающей большинством мест в парламенте. Один раз в год Конгресс собирается на очередную сессию. Президент может, кроме того, созывать чрезвычайные сессии. Конгресс сам назначает сроки перерыва в работе и окончания сессии. Палаты, как правило, проводят свои заседания раздельно. Однако основная деятельность Конгресса осуществляется не на пленарных заседаниях палат, а разнообразными комитетами обеих палат. В настоящее время в Конгрессе имеется примерно 60 комитетов. Среди них есть постоянные комитеты, занимающиеся строго определенными вопросами и специальные, создаваемые для изучения конкретной проблемы. Компетенция Конгресса определена Конституцией. Конгресс имеет право устанавливать различные пошлины, налоги, сборы, заботиться о совместной обороне и благосостоянии США. Кроме того, каждая палата обладает предоставленными только ей полномочиями. К примеру. Палата представителей наделена правом возбуждать обвинения против федеральных гражданских должностных лиц (импичмент), а Сенат — правом решать вопрос о виновности в порядке импичмента. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц, назначенных президентом, одобряет заключенные им международные договоры. Однако в основной сфере деятельности — законодательной — палаты обладают равными правами. Законодательная деятельность Конгресса проходит три стадии. Первое чтение законопроекта означает внесение его на рассмотрение в палату и определение комитета, которому он будет передан. В комитетах фактически решается судьба законопроекта: он может быть отклонен, может быть существенно изменен. Второе чтение означает обсуждение билля в палатах, когда депутаты могут вносить изменения и дополнения. Наконец, третье чтение — голосование по законопроекту. В случае отклонения билля одной из палат создается "согласительный комитет" из представителей обеих палат, который должен выработать общее мнение. После одобрения билля обеими палатами он отсылается президенту для утверждения. Президент США избирается сроком на 4 года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они — президента. Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получит абсолютное большинство голосов выборщиков. Если ни один кандидат не получит требуемого большинства, Палата представителей избирает президента из 3 кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более 2 раз. Компетенция президента, который сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, чрезвычайно широка. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению фактического объема его полномочий. Президент принимает самое непосредственное участие в законодательном процессе. Все принятые Конгрессом билли посылаются на утверждение президенту: в течение 10 дней он должен или подписать законопроект или возвратить его Конгрессу со своими возражениями. Конгресс может преодолеть президентское вето, вторично одобрив билль в каждой палате большинством в 2/3 голосов. Используя свое право предоставлять Конгрессу различного рода информацию (о положении в федерации, об экономике, о бюджете), президент формулирует в своих посланиях конкретные законодательные предложения и законопроекты. Таким своеобразным путем он осуществляет законодательную инициативу. Большое число подзаконных актов президент издает самостоятельно, причем часть их по своему значению приравнивается к законам, изданным Конгрессом. Достаточно обширны полномочия президента в области внешней политики. Он назначает и отзывает послов и иных полномочных представителей и консулов, имеет право заключать международные договоры, которые Сенат должен одобрить, и исполнительные соглашения, для чего одобрения Сената не требуется. Президент стоит во главе громадного внешнеполитического аппарата, что дает ему возможность самостоятельно, без участия законодательной власти, решать многие международные вопросы. Президент не подотчетен никаким органам и может быть отстранен от должности только в порядке импичмента: если он будет признан виновным в измене или другом тяжком преступлении или проступке. Президент является также главой правительства — Кабинета. Должности премьер-министра в США не существует. Кабинет состоит из министров, которые назначаются президентом "по совету и с согласия Сената", и тех должностных лиц, которых президент включает в Кабинет сам. Кабинет целиком подчинен президенту и выполняет при нем роль совещательного органа. Компетенцию Кабинета точно установить невозможно, так как в Конституции о нем ничего не говорится. На заседаниях Кабинета, которые проводятся под председательством президента, решаются наиболее важные вопросы государственной жизни. Большую роль в управлении государством играют наряду с министерствами центральные ведомства — Совет национальной безопасности, Ведомство по управлению и бюджету, Совет по экономической политике и др. Эти ведомства, образующие исполнительный аппарат при президенте, дают ему различного рода рекомендации по вопросам, относящимся к их компетенции. Члены Кабинета не подотчетны Конгрессу. Основ???политические партии: Демократическая партия, Республиканская партия. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Существующая американская правовая система в своих основных чертах начала складываться в колониальный период, в XVII — XVIII вв. В каждой из 13 британских колоний в Америке применялись английские законы и нормы общего права, однако со значительными ограничениями, вызванными специфическими местными условиями (крайне низкая стоимость земельных угодий, удаленность многих поселений от административных центров, отсутствие профессиональных юристов и др.). В большинстве колоний были изданы собрания действовавших в каждой из них законодательных актов. Первое, изданное в Массачусетсе в 1648 г., отличалось тем, что отдельные правовые институты были расположены в нем в алфавитном порядке, что послужило образцом для многих последующих публикаций американского законодательства. После образования Соединенных Штатов в них сохраняли свое действие английские законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, если они не противоречили Конституции и новым законам. Вместе с тем продолжали действовать и нормы английского общего права, сформулированные в решениях британских судов. На базе этих норм в штатах складывались свои системы общего права, сходные, но в чем-то и различающиеся, поскольку в каждом штате силу обязательного судебного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным органом штата; решения же судебных органов других штатов имеют силу лишь убеждающего прецедента. Однако при необходимости, хотя и весьма редко, американские суды достаточно смело отказываются следовать "устаревшим" прецедентам, в особенности если речь идет об их собственных решениях. Важнейшее отличие американской правовой системы от английской — предопределяющее значение Конституции в качестве основного источника права. Соотношение законодательных актов, издаваемых Конгрессом США и легислатурами штатов, с одной стороны, и норм общего права — с другой, на протяжении всей истории США не раз подвергалось изменениям. Начиная с 1820-х гг. многие штаты вступили на путь кодификации норм общего права, оставляя, однако, за судами широкие полномочия их толкования, при том, что многие правовые институты так и не стали предметом законодательного регулирования. Основная тенденция в дальнейшем развитии американского права — возрастание роли законодательства при сохранении принципиального значения решений ВС США. Большим своеобразием отличалось развитие права в шт. Луизиане — бывшей испанской и французской колонии, которая была присоединена к США в 1803 г. Там сохраняется влияние законодательных норм, следовавших французскому образцу, в частности Гражданскому кодексу (ГК), составленному в 1825 г. по модели Кодекса Наполеона. Законодательство штатов, расположенных на территориях, некогда отторгнутых от Мексики (Техас, Нью-Мексико, Невада и др.), обнаруживает известное влияние испанской правовой системы. Что касается Пуэрто-Рико, с 1952 г. имеющего статус "свободно присоединившегося к США государства", то действующие там нормы гражданского права составлены по испанскому образцу, а процессуальные и большая часть иных правовых норм соответствуют общеамериканским моделям. На протяжении всего XIX в. во многих штатах предпринимались попытки подготовить кодексы законов по отдельным отраслям права, которые далеко не сразу и не во всех случаях приводили к официальному изданию соответствующих актов, хотя в результате, в отличие от Великобритании, в США законодательство приобрело значительно более кодифицированный характер. Так, еще в 1776 г. шт. Вирджиния поручил Томасу Джефферсону подготовить проект уголовного кодекса (УК), который был официально принят в 1796 г. В шт. Луизиане известным юристом Э. Ливингстоном в начале XIX в. были разработаны проекты уголовного, гражданского и процессуального кодексов, лишь частично одобренные законодательным собранием. Начиная с 1848 г. подготовленные комиссией во главе с Д. Филдом проекты ГК, УК, гражданского процессуального кодекса (ГПК) и уголовно-процессуального кодекса (УПК) были, хотя и не все, одобрены в шт. Нью-Йорк и одновременно послужили образцом для кодексов, изданных в ряде других штатов. С 1880-х гг. в большинстве штатов были изданы своды действующих в них законов, составленных по различным схемам и весьма различавшихся по уровню законодательной техники. Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов было определено в Конституции США, однако оно не раз подвергалось весьма существенным изменениям.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я