Принцип «загрязняющий Платит»

Принцип «загрязняющий Платит» - – один из основных принципов, одобренных Советом ЕЭС при принятии Первой программы экологических действий (1973-76 гг.). В числе приоритетных целей в Программе провозглашено предотвращение, снижение и, по возможности, ликвидация загрязнения и ущерба окружающей среде. Расходы по предотвращению и ликвидации экологического ущерба, как общее правило, возлагаются на загрязняющего (пятый принцип). В первом разделе Программы – Действия по сокращению и предотвращению загрязнения и ущерба – предусматривается принятие согласованного метода оценки стоимости мер по сокращению загрязнения, который позволял бы применять п.з.п., не затрагивая при этом правила Общего рынка. В последующих программах – второй (1977-81 гг.), третьей (1982-86 гг.), четвертой (1987-92 гг.), пятой (1993-2000 гг.) и шестой (2001-10 гг.) – проблема сокращения и предотвращения загрязнения остается одной из приоритетных. Как применять п.з.п., было определено в Рекомендациях, принятых Советом 3 марта 1975 г. Государствам-членам предлагалось подтвердить готовность применять содержащиеся в Рекомендациях принципы, касающиеся действий и распределения органами государственной власти расходов в природоохранной сфере. Положения, одобренные Советом в отношении п.з.п., и правила его применения заключаются в следующем: 1). С тем чтобы избежать нарушений конкуренции в торговле и инвестировании, что несовместимо с нормальным функционированием Общего рынка, расходы, связанные с защитой окружающей среды от загрязнения, должны распределяться согласно принципам, единым для всего Сообщества. 2). Государства-члены должны в своих национальных законах в природоохранной сфере применять п.з.п., согласно которому физические и юридические лица, ответственные за загрязнение, должны покрывать расходы, связанные с применением необходимых мер по ликвидации или сокращению загрязнения. 3). Загрязняющим считается лицо, которое прямо или косвенно нанесло ущерб окружающей среде или создало условия для причинения такого ущерба. 4). В соответствии с п.з.п., установление стандартов и платежей является основным инструментом, применяемым органами государственной власти в целях предотвращения загрязнения. 5). Цель платежей заключается, во-первых, в том, чтобы поощрить загрязняющего принять необходимые меры, чтобы сократить загрязнение, и, во-вторых, заставить его оплачивать свою долю расходов по принятию коллективных мер (по ликвидации или сокращению загрязнения). Платежи должны быть установлены с учетом того, что первое направление имеет приоритетное значение. 6). Средства, поступающие таким образом, расходуются на природоохранные цели. 7). Загрязняющий обязан покрыть все расходы, связанные с мерами по контролю загрязнения (инвестирование в очистные сооружения и оборудование, внедрение новых технологий и т.д.). Загрязняющий также несет расходы, необходимые для достижения стандартов качества окружающей среды, включая связанные с этим административные расходы. Приверженность Сообщества п.з.п. была подтверждена статьей 130R Единого Европейского Акта и Маастрихтским договором. Правовое содержание п.з.п. получило развитие, в частности, путем развития регулирования строгой ответственности, в Зеленой книге об ответственности за ущерб окружающей среде, Белой книге об ответственности за ущерб окружающей среде и др. документах Европейского Сообщества. В Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по применению принципа «загрязняющий платит» в случае аварийного загрязнения (Париж, 1989 г.), которая не носит обязательного характера, излагаются руководящие положения, касающиеся применения этого принципа к представляющим опасность установкам. Предусматривается ответственность операторов таких установок в отношении их безопасной эксплуатации и принятия соответствующих мер для предупреждения аварий. В большинстве случаев и независимо от причин аварии все издержки, связанные с ликвидацией ее последствий, изначально возлагаются на оператора. В Рекомендации предусматривается взыскание издержек государственными органами власти с помощью комиссионных сборов или налогов. Кроме того, отмечается, что государственные органы могут, где это уместно, требовать от стороны, ответственной за аварию, выплаты компенсации за понесенные ими издержки в результате этой аварии в тех случаях, когда государственным органам такие издержки оплачены не были. С 21.06.93 г. открыта для подписания разработанная в рамках Совета Европы Конвенция о гражданской ответственности за ущерб в результате деятельности, опасной для окружающей среды. В преамбуле отмечается, что выбросы загрязняющих веществ в одной стране могут нанести ущерб в другой стране, и вопросы компенсации этого ущерба приобретают, таким образом, международный характер. В связи с этим, как подчеркивается в тексте, было бы желательно применение режима строгой ответственности с учетом п.з.п. В конвенции использован международно-правовой опыт решения вопросов возмещения ущерба, связанного с радиоактивными веществами и перевозкой опасных грузов. Конвенция направлена на обеспечение адекватной компенсации ущерба, который явился следствием опасной деятельности, а также на предотвращение такого ущерба окружающей среде и ее восстановление. Опасными видами деятельности, согласно ст. 2, считаются: производство, хранение, использование или сброс одного или нескольких опасных веществ или осуществление любой операции схожего характера с использованием таких веществ; производство, хранение, использование, уничтожение, сброс или иные операции, связанные с генетически модифицированными организмами и микроорганизмами, обращение с которыми представляет серьезные риск для человека, окружающей среды или собственности; использование установок для сжигания, переработки отходов в объемах, представляющих серьезный риск для человека, окружающей среды или собственности; а также использование полигонов для постоянного хранения отходов.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я