Конвенция Оон О Правах Ребенка

Конвенция Оон О Правах Ребенка - – это всеобъемлющий перечень обязательств в отношении ребенка, которые государства готовы признать. Эти обязательства могут быть прямыми, например предоставление возможности для получения образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; либо косвенными, давая возможность родителям, другим членам семьи или опекунам играть свои основные роли и выполнять обязанности воспитателей и защитников. Конвенция не является «хартией освобождения детей», ее содержание ни в коей мере не снижает значения семьи. Конвенция является международным договором. Ратифицируя международный договор (или присоединяясь к нему), государство принимает на себя обязательство выполнять сформулированные в нем положения и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов данному договору. Конвенция охватывает широкую гамму прав человека. Традиционно права классифицируются как гражданские и политические, с одной стороны, и экономические, социальные и культурные – с другой. Хотя статья 4 касается этих категорий, сами статьи не разделены по этому принципу. Смысл Конвенции – подчеркнуть, что все права взаимно дополняют друг друга, обеспечивая выживание и развитие детей. Все права, охватываемые Конвенцией, сгруппированы в три категории: право на жизнь, выживание и развитие, защиту и участие. Дети должны быть обеспечены условиями для реализации широко спектра прав, начиная с имени и гражданства и заканчивая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни местного сообщества. Конвенция преследует три основные цели: — Вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены в рамках других договоров. Некоторые из этих прав, например защита от пыток, касаются также и детей. Другие, например, право выражения мнения, свобода собраний, свобода вероисповедания и право на социальное обеспечение, привели к горячим дискуссиям во время подготовки документа в отношении того, могут ли и должны ли дети иметь также права и если да, то в каких случаях. Было очень важно вновь подтвердить, что дети должны иметь такие же права, как и взрослые. — Укрепить некоторые основные права человека, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы. — Установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например, процедуры усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов. Конвенция содержит три основных инновации. Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах. Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств предпринимать меры, нацеленные на ликвидацию традиционной практики, наносящей вред здоровью детей. В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления/удочерения и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение: — «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (статья 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»; — принцип, в соответствии с которым родители или другие лица, ответственные за ребенка, обязаны «должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им … прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка» (статья 5). Комитет по правам ребенка выделил следующие статьи в качестве «руководящих принципов», которые являются основой для всех прав, содержащихся в Конвенции: — статья 2 (о предотвращении дискриминации); — статья 3 (о наилучших интересах ребенка); — статья 6 (о праве на жизнь, выживание и развитие); — статья 12 (об уважении взглядов ребенка). Всего через пять лет после принятия Конвенция была ратифицирована примерно 90 % стран – членов ООН, что само по себе является беспрецедентным событием в истории международного гуманитарного права. По состоянию на 24 ноября 2004 года участниками Конвенции являются 192 государства. Цель норм и обязательств, изложенных в Конвенции, заключается в том, чтобы дать ориентиры для законодательства, политики и программ в отдельных странах, а также для международных, национальных, правительственных и неправительственных организаций и органов в их деятельности, касающейся детей. Влияние Конвенции на детей можно оценить лишь в той мере, в которой ее буква и дух были учтены в первую очередь правительствами, а также другими учреждениями и организациями. О прогрессе в реализации положений Конвенции можно судить по характеру национальных законов и политики, а также по наличию и эффективности структур и механизмов, требуемых для их осуществления. См. также: Декларация о правах ребенка, Комитет по правам ребенка

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я