Антиконституционность

Антиконституционность - противоречие закона, иного нормативного правового акта либо международного или внутригосударственного договора конституции (основному закону государства). В качестве тождественных используются термины "противоконституционность", "неконституционность", "несоответствие конституции".

Согласно Конституции РФ (ст. 125), предметом оценки Конституционного Суда РФ в части соответствия Конституции РФ могут быть: федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов власти РФ и совместному ведению органов власти РФ и органов власти субъектов РФ (если этим своим актом субъект РФ вторгся в федеральную компетенцию. — С. А.), договоры между органами власти РФ и субъекта РФ, а также между органами власти субъектов РФ; не вступившие в силу международные договоры РФ.

Что конкретно оценивается при определении антиконституционности либо соответствия акта или договора конституции? Согласно Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде РФ 1994 г. (ст. 86), Конституционный Суд устанавливает соответствие конституции нормативных актов органов государственной власти или договоров между ними по следующим шести позициям (в отдельности или в сочетании — это зависит от конкретного дела): 1) по содержанию норм. Если нормы акта или договора противоречат Конституции, это — основание для признания их не соответствующими Конституции. 2) по форме нормативного акта или договора. Если для документа использована не та форма, которая следует из Конституции, это — основание для признания акта противоречащим Конституции, даже если он превосходен по содержанию. Например, согласно ст. 6, гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом; если вдруг вместо него появится положение о гражданстве, даже и утвержденное федеральным законом, это будет несоответствием Конституции по форме нормативного акта.

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие (акта или договора). Представим, что при прохождении закона в одной из палат Федерального Собрания не было кворума; если это выявилось позже, есть основания признать закон не соответствующим Конституции по мотивам нарушения порядка принятия.

4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное основание может проявиться в разных аспектах: в подмене одного органа другим и принятии вместо него соответствующего нормативного акта (к примеру, может быть спор о том, что вопрос составляет предмет закона, а урегулирован президентским указом); в установлении в принятом нормативном акте таких отношений между государственными органами, которые не соответствуют принципу разделения властей (к примеру, КС РФ, оценивая Устав Алтайского края и отношения между главой администрации и законодательным собранием края, в своем постановлении от 18 января 1996 г. отметил, что установление общей подотчетности исполнительной власти законодательной власти — с правом последней давать какие-либо указания или принимать меры ответственности по отношению к должностным лицам исполнительной власти — противоречит указанному конституционному принципу).

5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Этот принцип конкретизирует предыдущий по федеральному уровню и не позволяет органам вторгаться в компетенцию друг друга.

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Это — также развитие принципа разделения властей, поскольку он должен применяться не только между органами одного уровня, но и обеспечивать разделение полномочий между различными уровнями управления в государстве. Поясним это примером: согласно Конституции РФ, к совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов организации местного самоуправления в РФ (п. "н" ст. 72). В порядке реализации конституционного положения принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. В его развитие должны быть приняты законы о местном самоуправлении субъектов РФ. Если бы Федеральный закон назывался "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и тем самым выступал бы как акт прямого действия, он нарушал бы Конституцию РФ. (С. А.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я