Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЮЖНО - УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРСГА

ЮЖНО - УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРСГА

ЮЖНО - УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРСГА объединяет
сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской обл. РСФСР и отд. участки
в пределах Куйбышевской обл. РСФСР, Башк. АССР и Сев.-Казахстанской обл.
Казах. ССР. Эксплуатац. длина (1976) 4751 км,
или 3,4% протяжённости
всей сети ж. д. СССР. Управление - в Челябинске. В совр. границах организована
в 1961. Первыми были построены линии Капель - Оренбург (1877), Кропачёво
- Челябинск - Исиль-Куль (1890-96), Свердловск [Екатеринбург (Полевской)]
- Челябинск (1896), Оренбург - Илецк (1905), Полетаеве - Троицк (1912),
Михайловский Завод - Бердяуш (1916). За годы Сов. власти построены линии:
Оренбург - Орск (1918), Орск - Золотая Сопка (1930), Карталы - Магнитогорск
(1930), Челябинск - Еманже-линская - Золотая Сопка (1934), Синарская -
Чурилово (1940) и др. В 1977 сдана в эксплуатацию линия Белорецк - Карламан
протяжённостью 203 км, к-рая обеспечила кратчайший выход грузам
из Магнитогорского пром. р-на и транзитным грузам из Кузбасса и Казахстана
в р-ны Поволжья и Центра.


В составе Ю.-У. ж. д. 7 отделений:
Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское,
Златоустовское. Граничит по станциям: с Куйбышевской ж. д.- Кропачёво и
Кинель; с Казахской ж. д.- Илецк, Никель-Тау, Тобол, Золотая Сопка, Пресногорьковская,
Петропавловск; с Западно-Сибирской ж. д.- Исиль-Куль; со Свердловской ж.
д.- Колчедан, Нижняя, Полевской, Михайловский Завод.


Гл. магистраль дороги Кропачёво - Челябинск
- Исиль-Куль - связующее звено р-нов Поволжья, Центра и Юга с Уралом, Казахстаном,
Сибирью и Д. Востоком; магистраль Кинель - Оренбург - Илецк связывает р-ны
Европ. части СССР с юж. Казахстаном и республиками Ср. Азии; линии Курган
- Колчедан, Челябинск - Полевской, Челябинск - Нижняя и Бердяуш - Михайловский
Завод соединяют р-ны Юж. и Сев. Урала.


Ю.-У. ж. д. обслуживает предприятия
чёрной и цветной металлургии, горнорудной, хим., маш.-строит, пром-сти,
угольные бассейны, нефтеперерабат. з-ды, развитые с.-х. р-ны. Грузооборот
Ю.-У. ж. д. (1976) составил 239 млрд. т -км, или 7,3% от общесетевого
(3-е место среди жел. дорог СССР). В отправлении грузов наибольший удельный
вес имеют ми-нерально-строит. материалы (37%), руда (17%), чёрные металлы
(12%), уголь (9% ), а в грузообороте - уголь (22% ), чёрные металлы (12%),
нефт. (10%) и строит, грузы (9% ). Ср. грузонапряжённость дороги (1976)
составила 50,4 млн. т -км/км, что в 2,1 раза превышало среднесетевую;
пассажирооборот - 11,3 млрд. пасс, км или 3,6% общесетевого.


Ю.-У. ж. д. имеет высокую технич. оснащённость:
осн. магистрали - двухпутные, развитые сортировочные и грузовые станции,
автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское
управление движением поездов. Грузооборот и пассажирооборот обеспечиваются
прогрессивными видами тяги, в т. ч. электрической (80%). Ю.-У. ж. д. награждена
орденом Октябрьской Революции (1971).


Г. С. Райхер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я