Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > Ю. после 2-й мировой войны. Восстановление народного хозяйства. Строительство социализма.

Ю. после 2-й мировой войны. Восстановление народного хозяйства. Строительство социализма.

Ю. после 2-й мировой войны. Восстановление народного хозяйства. Строительство социализма. В результате победоносного
исхода нар.-освободит, борьбы и социалистич. революции в Ю. утвердилась
народная власть. Демократич. силы, объединённые в руководимом коммунистами
Народно-освободит. фронте(НОФ), решительно поддержали линию КПЮ, направленную
на коренное социальное переустройство. Буржуазно-монархические силы, опираясь
на своих представителей в пр-ве ДФЮ и содействие зап. стран, пытались помешать
укреплению нар.-Демократич. строя в стране, надеясь, в частности, не допустить
окончат. ликвидации монархии. 1-й съезд НОФ в авг. 1945 (с этого времени
- Народный фронт Ю., НФЮ), принявший устав и программу НФЮ, способствовал
росту активности этой общенародной политической орг-ции (около 7 млн. чл.)
на платформе КПЮ. 3-я сессия АВНОЮ (7-10 авг. 1945) одобрила законы о национализации
рудных богатств, о свободе печати, собраний и др.; АВНОЮ было переименовано
во Врем, народную скупщину. На выборах 11 нояб. 1945 в Учредит, скупщину
НФЮ получил ок. 96% голосов избирателей. 29 ноя-б. 1945 Учредит, скупщина
приняла Декларацию об окончат, ликвидации монархии и провозгласила создание
Федеративной Нар. Республики Ю. (ФНРЮ). Вступившая в силу 31 янв. 1946
конституция ФНРЮ закрепила происшедшие в стране общественно-экономические
и политические изменения. Конституция гарантировала равноправие народов
Ю., её республик на основе федеративного принципа гос. устройства. В качестве
ведущей признавалась общенар. собственность. Был подтверждён принцип, положенный
в основу агр. реформы (закон о ней принят в авг. 1945), в соответствии
с к-рым "земля принадлежит тем, кто её обрабатывает". Ликвидировав крупное
.помещичье землевладение, наделив безземельных крестьян землёй, реформа
нанесла удар по капиталистич. элементам на селе.


Ещё в марте 1945 была введена по существу
монополия внеш. торговли, в августе отменены иностр. концессии на добычу
полезных ископаемых. Иностр. капитал, контролировавший св.1/2 пром-сти
Ю., был лишён своих позиций в стране. В результате национализации пром-сти
(в дек. 1946 принят закон о национализации крупной пром-сти; полная ликвидация
частного сектора в пром-сти завершилась с принятием в апр. 1948 второго
закона о национализации) осн. средства произ-ва стали общенар. достоянием.
Национализация транспорта, банков, оптовой торговли привела к окончат,
подрыву эко-номич. базы буржуазии, к экспроприации класса эксплуататоров.
Гос. сектор занял ключевые позиции в нар. х-ве, тем самым был заложен фундамент
для построения социализма в Ю. Первый 5-летний план (1947-51) ставил целью
ликвидацию технико-экономич. отсталости страны на основе социалистич. индустриализации,
укрепление экономич. и оборонной мощи, упрочение и развитие социалистич.
сектора в экономике, повышение благосостояния трудящихся.


По мере упрочения в Ю. нар. власти
усиливалось давление на неё со стороны зап. держав (в частности, они требовали
вывода подразделений Югосл. нар. армии из ряда освобождённых ею р-нов югосл.
земель). На стороне Ю. выступил СССР, оказавший поддержку Ю. на Парижской
мирной конференции 1946.
По мирному договору 1947 с Италией 6. ч.
этих
земель (за исключением р-на Триеста) была воссоединена с Ю. (вопрос о Триесте
решён итало-югосл. соглашением 1954). Политич. поддержка со стороны СССР
объективно способствовала укреплению безопасности и независимости Ю. К
1948 на долю СССР и др. социалистич. стран приходилось 52,9% экспорта и
49,3% импорта Ю.


5-й съезд КПЮ (июль 1948), принявший
новые Устав и Программу КПЮ, выдвинул в качестве главной цели борьбу за
построение социализма.


2-й пленум ЦК КПЮ (янв. 1949) принял
решение о расширении социалистич. сектора в деревне, об организации трудовых
крест, кооперативов "ускоренными темпами". С 1950 был сделан упор на развитие
общих земледельч. кооперативов гл. обр. снабженческо-сбытового характера.
После решения в марте 1953 о сохранении только рентабельных трудовых кооперативов
число их значительно уменьшилось (с 6806 в 1951 до 561 в 1956, а удельный
вес принадлежавшей им обрабатываемой площади сократился соответственно
с 20% до 2%).


Курс на преимуществ, развитие тяжёлой
пром-сти обеспечил подъём нар. х-ва. Однако на темпах его роста сказывалось
отставание лёгкой пром-сти и с. х-ва. В дек. 1950 сроки выполнения пятилетки
продлены до кон. 1952.


В сер. 1948 отношения между КПЮ с одной
стороны, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями с др. стороны оказались
нарушенными. В дальнейшем были прерваны и межгос., экономич. и культурные
связи Ю. с СССР и др. социалистич. странами.


В 1949-53 получили интенсивное развитие
отношения Ю. с капиталистич. гос-вами. 14 нояб. 1951 между ФНРЮ и США подписано
соглашение о воен. помощи, 8 янв. 1952 - об экономич. сотрудничестве. В
1951 заключено соглашение США, Великобритании и Франции с Ю. о т. н. трёхсторонней
помощи; в февр. 1953 Ю., Греция и Турция заключили договор о дружбе и сотрудничестве
(в г. Анкара), в авг. 1954 - договор о союзе, политич. сотрудничестве и
взаимной помощи (в г. Блед), к-рыми предусматривалось политич., воен.,
экономич. и культурное сотрудничество трёх стран (т. н. Балканский пакт,
со 2-й пол. 50-х гг. прекратил существование).


С 1950 в Ю. стала складываться система
управления нар. х-вом, отличит, чертой k-рой явилась децентрализация руководства,
предоставление предприятиям значит, оперативной самостоятельности в условиях
более активного использования товарно-денежных отношений в экономике. В
июне 1950 принят "Основной закон об управлении гос. хоз. предприятиями
и высшими хоз. объединениями со стороны трудовых коллективов", провозгласивший,
что "предприятиями как общенар. собственностью от имени общества управляют
трудовые коллективы через избираемые рабочие советы в пределах гос. хозяйственного
плана, в соответствии с правами и обязанностями, установленными законами
и постановлениями". По закону от 29 дек. 1951 задачи общегос. планирования
ограничивались установлением осн. пропорций в развитии отраслей нар. х-ва
на основе оценки итогов экономич. деятельности за предыдущий год. Был проведён
комплекс мер по частичной передаче полномочий центр, гос. органов республиканским
и местным органам управления. Гл. направления такой перестройки содержались
в "Конституционном законе об основах обществ, и политич. устройства страны
и о союзных органах власти" (янв. 1953), "Общем законе об устройстве общин
и р-нов" (июнь 1955), а также "Законе о гос. управлении" и "Законе о союзных
органах управления" (1956).


Внедрявшиеся изменения затронули также
формы и методы деятельности партии и обществ, орг-ций страны, что было
отражено в решениях 6-го съезда КПЮ (нояб. 1952), переименовавшего КПЮ
в Союз коммунистов Ю. (СКЮ). Сформулированная на съезде установка о том,
что "основная обязанность и роль коммунистов" состоит в "политической и
идеологической работе по воспитанию масс", на практике в ряде случаев стала
проявляться в попытках принизить роль партии в социалистич. стр-ве.


Состоявшийся в февр. 1953 4-й съезд
НФЮ переименовал НФЮ в Социалистический союз трудового народа Югославии
(ССТНЮ).


Призывая к повышению активности коммунистов
в социалистич. стр-ве, ЦК СКЮ на прошедших после съезда пленумах отмечал
опасность антисоциалистич. линии на отрицание роли рабочего класса, на
дезорганизацию и идейное разоружение социалистич. сил. 3-й пленум ЦК СКЮ
(янв. 1954) подверг критике ликвидаторскую линию М. Джиласа, сводившуюся
к полному отстранению СКЮ от строительства социализма и, по существу, введению
многопарт. системы в стране.


К сер. 50-х гг. пром. произ-во превысило
довоен. уровень в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста пром-сти составили
в 1947-56 ок. 13% . Медленнее развивалось с. х-во. Нац. доход возрос в
1955 в сравнении с 1947 более чем на 50%.


В результате конструктивных усилий,
предпринятых ЦК КПСС, пр-вом Сов. Союза и поддержанных СКЮ, пр-вом Ю.,
отношения двух партий и стран в сер. 50-х гг. вошли в нормальное русло.
По итогам переговоров на высшем уровне, состоявшихся в Белграде в мае -
июне 1955 и в Москве в июне 1956, приняты Белградская декларация пр-в СССР
и Ю. от 2 июня 1955 и Московская декларация об отношениях между КПСС и
СКЮ от 20 июня 1956, сыгравшие важную роль в становлении и развитии сотрудничества
между СССР и Ю., КПСС и СКЮ. Были нормализованы отношения между Ю. и др.
социалистич. странами, между СКЮ и др. коммунистич. и рабочими партиями.
В 1955-56 заключены сов.-югосл. соглашения об экономич., науч.-технич.
и культурном сотрудничестве; с 1957 сов.-югосл. торговля ведётся на основе
долгосрочных межправительств, соглашений.


Наряду с достижениями в строительстве
социализма, динамичный рост нар. х-ва Ю. сопровождался трудностями. В связи
с ослаблением централизованного планового начала стали проявляться местнические
тенденции, нездоровая конкуренция. Возникла неполная занятость (в 1955-56
в Ю. насчитывалось от 70 до iOO тыс. нетрудоустроенных). Исполком ЦК СКЮ
в окт. 1955 признал, что прежний курс пром. развития был чрезмерно напряжённым,
ставящим под угрозу жизненный уровень населения. В принятом решении указывалось,
что экономич. политика должна обеспечить соразмерный рост произ-ва товаров
широкого потребления и осн. средств произ-ва путём изменения структуры
капиталовложений, б-й пленум ЦК СКЮ (март 1956) осудил технократизм, практицизм
в подходе к проведению в жизнь экономич. политики, примиренческое отношение
к местничеству и респ. обособленности. Пленум выдвинул задачу усиления
роли партии во всех областях жизни страны.


В 1956-57 Нар. скупщина приняла ряд
мер по укреплению роли центр, союзных органов в управлении нар. х-вом.
В частности, усилен банковский контроль за хоз. деятельностью предприятий;
введены максимальные и твёрдые цены на ряд товаров и видов сырья; сокращено
количество предприятий, занимающихся внеш. торговлей. Признано целесообразным
вернуться к составлению пятилетних планов (в 1953-56 практиковались лишь
годичные планы). Эти меры благоприятно сказались на выполнении второго
5-летнего плана (1957-61).


Сложившиеся формы и методы парт, и
гос. строительства, гл. направления дальнейшего развития обществ.-политич.
и экономич. системы на основе самоуправления нашли отражение в решениях
7-го съезда СКЮ (апр. 1958) и принятой им новой Программе партии.


Провозглашённая в апр. 1963 новая конституция
Ю. отразила и законодательно закрепила социалистич. завоевания трудящихся.
В качестве конечной цели была выдвинута задача создания коммунистических
общественных отношений. Ю. стала наз. Социалистической Федеративной Республикой
Ю. (СФРЮ). К 1965 удельный вес промышленности в создании нац. дохода составил
ок. 50%. По сравнению с 1957 пром. произ-во выросло в 2,8 раза, превзойдя
более чем в 6 раз уровень 1947 и почти в 7,5 раза довоен. уровень. Среднегодовые
темпы развития пром-сти составили св. 12%, с. х-ва - св. 6%. Нац. доход
на душу населения увеличился в 1965 по сравнению с 1947 более чем в 2,5
раза.


8-й съезд СКЮ (дек. 1964) наметил осн.
направления широкого круга мероприятий, получивших название обществ.-экономич.
реформы. Предполагалось при этом добиться ликвидации диспропорций, вызванных
отставанием добывающей пром-сти от обрабат. отраслей и с. х-ва от пром.
произ-ва; уменьшения различий в уровне развития отд. республик и р-нов;
ограничения импорта, стимулирования экспорта, более активного участия страны
в междунар. разделении труда; снижения дефицита внешнеторг. и платёжного
баланса, а также внеш. задолженности; упорядочения капиталовложений. Имелось
в виду создать новые условия хозяйствования посредством укрепления материальной
базы самоуправления во всех звеньях, предоставления более широкого простора
товарно-денежным отношениям при усилении контрольных функций кредитно-банковской
системы.


В течение ряда лет в Ю. проводилась
т. н. конституц. реформа: в результате внесения в конституцию 1963 ряда
поправок были ещё больше расширены права республик, в частности в области
законодательства,
финансов, внеш. торговли и др.


В решениях 9-го съезда СКЮ (март 1969)
получил дальнейшее развитие курс на расширение децентрализации управления
экономикой, на усиление оперативной самостоятельности предприятий.


В принятом на съезде новом Уставе партия
определялась как революц. организованная ведущая идейно-политич. сила рабочего
класса и всех трудящихся в их борьбе за социализм; историч. задачей
и конечной целью СКЮ провозглашалось создание бесклассового коммунистич.
общества.


Экономич. развитие страны к кон. 60-х
гг. наряду с определёнными положительными результатами характеризовалось
более медленными в сравнении с плановыми показателями темпами развития
экономически отсталых республик, сложностями в области трудоустройства
внутри страны и в этой связи расширением практики выезда югосл. граждан
на работу за границу; сохранялся дефицит внешнеторг. и платёжного баланса,
наблюдались рост цен, инфляционные явления.


К кон. 60-х - нач. 70-х гг. политич.
обстановка в Ю. заметно осложнилась. В решении задач социалистич. стр-ва
СКЮ столкнулся с активизацией националистич. и анархо-либералистских сил.
Вспышка национализма осенью 1971 в Хорватии, имевшая сепаратистские проявления,
вызвала необходимость принятия руководством СКЮ решительных мер против
сил, грозивших единству и целостности СФРЮ.


Большое значение для нормализации обстановки
в Ю. и СКЮ имели решения, принятые 21-м заседанием Президиума СКЮ (дек.
1971). 2-я конференция СКЮ (янв. 1972) одобрила "Программу действий", в
к-рой были намечены мероприятия по идейно-политич. и организац.
укреплению СКЮ на принципах демократич. централизма, усилению его ведущей
роли. Важную роль в этом сыграло письмо пред. СКЮ И. Броз Тито и Исполнительного
бюро Президиума СКЮ, направленное в сент. 1972 во все парт, орг-ции.


Новая конституция СФРЮ (принята в февр.
1974), отразившая совр. фазу социалистич. строительства в Ю. на основах
самоуправления, закрепила руководящее положение рабочего класса, ведущую
идейно-политич. роль СКЮ в жизни югосл. общества. В конституции подчёркивалось,
что "рабочий класс и все трудящиеся развивают социалистич. демократию,
основанную на принципах самоуправления, как особую форму диктатуры пролетариата".
Основными направлениями развития системы самоуправления считаются уточнение
положения, роли и ответственности всех организованных сил общества во главе
с СКЮ, введение делегатского принципа формирования органов нар. представительства,
создание орг-ций объединённого труда как в сфере материального произ-ва,
так и в непроизводств, отраслях нар. х-ва.


10-й съезд СКЮ (май 1974) отметил успехи
народов Ю. в социалистич. строительстве, выдвинул в качестве первоочередной
задачи упрочение ведущей идейно-политич. роли СКЮ как авангарда рабочего
класса, его организационное укрепление на основе принципов демократического
централизма. Были осуждены т. н. теории о стихийном и автоматическом развитии
самоуправления, принижение значения направляющей деятельности партии, тенденции
к её федерализации, явления фракционности и др. В решениях съезда подчёркивался
классовый характер социалистического гос-ва и необходимость его эффективного
использования в качестве "инструмента в руках рабочего класса по обеспечению
его исторических и непосредственных интересов". Были намечены конкретные
задачи по решению актуальных экономич. проблем страны. Съезд избрал И.
Броз Тито председателем СКЮ без ограничения срока полномочий.


18 июля 1975 Скупщина СФРЮ утвердила
"Основы совместной политики долгосрочного развития СФРЮ до 1985 года",
20 июля 1976 - обществ, план развития на 1976-80. В нояб. 1976 на основе
соответствующих положений конституции 1974 Скупщина СФРЮ приняла "Закон
об объединённом труде", регламентирующий, в частности, деятельность основных
организаций объединённого труда (ОООТ). ОООТ рассматриваются в Ю. в качестве
первичных звеньев общественно-экономической и общественно-политической
системы, к-рые наряду с формируемыми на основе делегатского принципа органами
нар. представительства призваны расширять возможности непосредств. участия
трудящихся в управлении нар. х-вом и обществом. Действенность функционирования
этих институтов ставится в Ю. в прямую зависимость от усиления ведущей
роли СКЮ в обществе, совершенствования форм и методов деятельности партии.


20-23 июня 1978 состоялся 11-й съезд
СКЮ. Уделив большое внимание дальнейшему развитию политич. системы социалистич.
самоуправления, 11-й съезд, исходя из преемственности курса 10-го съезда
СКЮ, придал первостепенное значение вопросу усиления ведущей роли СКЮ.
Съезд подытожил путь, пройденный страной за годы нар. власти, отметил успехи,
достигнутые югосл. трудящимися (см. раздел Экономико-географический очерк).
При рассмотрении проблем экономич. развития указывалось на неотложность
решения таких задач, как стабилизация экономики, повышение производительности
труда, выравнивание уровней развития республик и р-нов страны, обеспечение
полной занятости населения и др. 11-й съезд принял изменения и дополнения
к Уставу СКЮ, в к-рый было включено решение 10-го съезда об избрании И.
Броз Тито председателем СКЮ без ограничения срока полномочий. 11-й съезд
СКЮ подтвердил линию Ю. на мирное сосуществование и неприсоединение как
составную часть борьбы за мир и социализм.


Ю. деятельно участвует в движении неприсоединения.
Она была одним из инициаторов проведения и активным участником конференций
глав гос-в и правительств неприсоединившихся стран (Белград, 1961; Каир,
1964; Лусака, 1970; Алжир, 1973; Коломбо, 1976). Ю. является поборником
мира и безопасности народов, выступает за углубление процесса разрядки,
его распространения на все р-ны мира и области междунар. отношений, за
принятие практич. мер, направленных на прекращениегонки вооружений, на
достижение всеобщего и полного разоружения. С 1969 Ю. участвует в работе
Комитета ООН по разоружению (Женева).Ю. присоединилась к Договорам о запрещении
испытаний ядерного оружия в трёх средах (1963), о нераспространении ядерного
оружия (1968), о запрещении использования в воен. целях дна морей и океанов
(1971). Ю. участвовала в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
(3 июля 1973 - 1 авг. 1975) и подписала в Хельсинки 1 авг. 1975 Заключительный
акт Совещания. В духе Хельсинки Ю. окончательно урегулировала в 1975 пограничный
вопрос с Италией; в 1977-78 Белград стал местом проведения встречи представителей
гос-в - участников Совещания. Ю. высказывается за последовательное и эффективное
претворение в жизнь в полном объёме и в равной мере всех положений Заключительного
акта Совещания всеми подписавшими его гос-вами. Ю. поддерживает предложения
о создании безъядерных зон в Центр.Европе и на Балканах, отстаивает принцип
нерушимости послевоен. границ в Европе, выступает за решение междунар.
споров мирным путём, в поддержку нац.-освободит, движений, за завершение
процесса полной деколонизации, против расизма, апартеида.


Значит, место в политике пр-ва СФРЮ
занимают отношения с социалистич. странами. С сент. 1964 Ю. участвует в
работе нек-рых органов СЭВ (в 1977 доля социалистич. стран в общем товарообороте
Ю. достигла 33,2%). Ю. имеет договорные отношения с Междунар. инвестиц.
банком стран - членов СЭВ (1974) и с Междунар. банком экономия, сотрудничества
стран - членов СЭВ (1977).


Важную роль в развитии и укреплении
всесторонних отношений между СССР и СФРЮ, КПСС и СКЮ сыграли визиты Л.
И. Брежнева в Ю. (1962, 1966, 1971, 1976) и И. Броз Тито в СССР (1956,
1962, 1965, 1972, 1973, 1977). СССР занимает 1-е место в товарообороте
СФРЮ с зарубежными странами (в 1977 на его долю приходилось 17,5%).


Между Ю. и капиталистич. странами развиваются
активные отношения. Их доля в товарообороте СФРЮ в 1977 составила 51,5%
. Ю. придаёт важное значение расширению всестороннего сотрудничества с
развивающимися странами. Их удельный вес в товарообороте Ю. в 1977 равнялся
15,3%.


В 1977 Ю. поддерживала дипломатич.
и консульские отношения со 116 гос-вами. Лит.: История Югославии,
т. 1 - 2, М., 1963; Д о с т я н И. С., Россия и балканский вопрос, М.,
1972; Писарев Ю. А., Образование Югославского государства, М., 1975; Исторща
народа Тугославще, к". 1 - 2, Београд, 1953-60; ШишиЬ Ф., Тугославенсю
мисао. Hcxopnja иде]е Jyroславенског народног у]единьена и ослобоЬетьа
од 1790 - 1918, Београд, 1937; Ч у л ин о в н ч Ф., Октябрь и корни социалистической
революции в Югославии, пер. с сербско-хорв., М., 1967; Участие югославских
трудящихсяв Октябрьской революции и гражданской войне в СССР. Сб. документов
и материалов, М., 1976; Югославия вчера и сегодня. [1945-1965], М., 1965;
[Н икифоров Л. А., Островидов Ю. П.], Социалистическая Федеративная Республика
Югославия. Справочник. М., 1975; Г и р е н к о Ю. С., Советский Союз -
Югославия: традиционная дружба, всестороннее сотрудничество, М., 1975;
Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1975. См. также
лит. при статьях Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения,
Хорватия, Черногория, Народноосвободительная война в Югославии 1941 - 1945,
Союз коммунистов Югославии. Е. П. Наумов
(до кон. 18 в.), В. И.
фрейдзон
(кон. 18 в. - 1918), В. К. Волков (1918-май 1945),
Ю. С. Гиренко (с мая 1945).
VI. Союз коммунистов Югославии.
Социалистический союз трудового
народа Югославии, профсоюзы и другие общественные организации



Союз коммунистов Ю. (СКЮ; Савез
комуниста .Тугославще, Savez komunista Jugoslavije), осн. в апр. 1919 под
назв. Социалистич. рабочая партия Ю. (коммунистов), с июня 1920 наз. Коммунистич.
партия Ю., с нояб. 1952 - СКЮ. Числ. св. 1,6 млн. чл. (нач. 1978).



Социалистический союз трудового
народа Ю. (ССТНЮ; Соцщалистички савез радног народа JyrocnaBnje, Socijalisticki
savez radnog naroda Jugoslavije), массовая обществ.-политич. орг-ция, возникшая
на основе Нар.-освободит, фронта (создан во время Нар.-освободит, войны
1941-45 в Ю.); с авг. 1945 наз. Нар. фронт Ю., с февр. 1953 - ССТНЮ. Числ.
8,6 млн. чл. (1977).



Профсоюзы и другие общественные
организации. Союз профсоюзов Ю. (СПЮ), осн. в 1945. Объединяет 15 отраслевых
профсоюзов. Числ. ок. 4,5 млн. чл. (1977). Союз социалистич. молодёжи Ю.
(ССМЮ), осн. в 1974 в результате объединения Союза молодёжи Ю. (осн. в
1948), Союза студентов и ряда специализированных молодёжных организаций.
Числ. св. 3,5 млн. чл. (1977). Союз объединений ветеранов народно-освободительной
войныЮ., осн. в 1946. Числ. ок. 1 млн. чл. (1977). Югославская лига за
мир, независимость и равноправие народов, осн. в 1949. Ю. С. Гиренко.
VII. Экономико-географический очерк



Общая характеристика хозяйства.
За
годы социалистич. строительства в Ю. произошли коренные социально-экономич.
преобразования. Ю. превратилась из аграрной в индустриально-агр. страну.


Табл. 2. -Структура производства валового
общественного продукта, %


















































































































Группы отраслей


1953


1960


1970


1975


1976


Промышленность
(включая ремесло)...


21,0


28,6


33,6


36,5


36,5


Сельское
хозяйство ......


36,4


28,4


18,0


15,8


16,3


Лесное хозяйство
.....


2,6


1,9


1,2


1,0


1,0


Строительство


12,0


9,4


11,4


10,4


10,5


Транспорт
и связь .....


5,9


7,6


8,1


8,3


8,2


Торговля
и обслуживание


15,3


18,2


21,9


21,7


21,3


Прочие отрасли


7,0


5,9


5,8


6,3


6,2





В социалистич. секторе создаётся 84%
валового общественного продукта, в частном - 16% (1977). Среднегодовые
темпы роста обществ, произ-ва в 1974-77 составили 5,8% , в т. ч. в пром-сти
7,4% , с. х-ве 3,1%, стр-ве 7,9%, транспорте 6,2%. В 1947-77 обществ, продукт
Ю. увеличился в 6 раз (число занятых в нар. х-ве в 4,4 раза), в т. ч. в
пром-сти примерно в 15 раз.


Общее число занятых в обществ, секторе
5,16 млн. чел. (1977); быстрыми темпами растёт занятость в сфере услуг
и торговле (за 1971-75 - 6,5% в среднем за год, в пром-сти - 5,0%). Количество
занятых в обществ, секторе экономики за 1972-77 возросло более чем на 700
тыс. чел.; однако проблема трудоустройства активного населения пока ещё
полностью не решена.


В 1974-77, в период между 10-м и 11-м
съездами Союза коммунистов Югославии, экономика страны развивалась быстрыми
темпами. Среднегодовой прирост капиталовложений в основные фонды составил
7,4%, объёма экспорта- 2,8%, импорта - 6,4%. Производительность труда за
этот период возросла на 3%, занятость в социалистич. секторе народного
х-ва - на 4%. Достигнут стабильный рост с.-х. произ-ва. Постепенно решается
задача расширения общественного сектора в с. х-ве путём укрепления агропромышленных
комплексов. Вместе с тем 11-й съезд СКЮ (1978) при рассмотрении проблем
экономического развития страны указал на необходимость стабилизации экономики,
повышения производительности труда, выравнивания уровней развития республик
и районов страны и др.


В 1947-56 развитие экономики базировалось
на создании тяжёлой пром-сти; в эти отрасли было направлено до 57 % всех
пром. капитальных вложений. С 1957 ассигнования в эти отрасли несколько
сократились, усилилось финансирование с. х-ва, пищ. и лёгкой пром-сти,
непроизводств, сферы (их доля в структуре общих инвестиций повысилась с
27,3% в 1950 до 36,7% . 1970). В 60-е гг. с целью ликвидации возникших
в экономике диспропорций (особенно между развитием добывающих и обрабатывающих
отраслей) были увеличены капиталовложения в электроэнергетику, некоторые
сырьевые отрасли, экспортные отрасли обрабатывающей пром-сти (цветную металлургию,
электротехнику, судостроение и др.).


В соответствии с пятилетним планом
развития нар. х-ва в период 1971-75 ок. 51 % всех капиталовложений в производств,
сферу обществ, сектора было направлено в пром-сть. Осуществляются мероприятия,
обеспечивающие повышение производительности труда (рост в среднем за пятилетку
на 2,4% в год), более полное использование производств, мощностей, технико-экономич.
возможности к-рых весьма высокие (72% оборудования в пром-сти моложе 10
лет). В 1974 принята программа борьбы с инфляцией и ростом цен, в основе
к-рой - усиление финанс. дисциплины предприятий, целевая направленность
капитального стр-ва, улучшение внешнеторг. баланса. В каждой республике
создан резервный фонд помощи нерентабельным предприятиям. Принятый на период
1976-80 общественный план направлен на ускорение структурной перестройки
х-ва с целью его динамичного развития и усиления экспортной направленности
отраслей обрабат. пром-сти.


Ю. унаследовала от прошлого большие
различия в уровне экономич. развития отд. частей и терр. страны. Словения,
Хорватия и Сербия относятся к группе экономически развитых р-нов; Босния
и Герцеговина, Македония, Черногория, а также авт. край Косово в Сербии
- к экономически менее развитым районам; создан специальный фонд для кредитования
их развития. В 1974-76 общественное производство (в постоянных ценах) в
среднем ежегодно увеличивалось: в Боснии и Герцеговине на 4,6%, Черногории
- 5,1%, Македонии - 5,2%, Хорватии - 5,3% , Словении - 5,7%, на
территории Сербии (без авт. краёв) - 5,4% (в Косово -7,8%, Воеводине -
5,4%). В ходе индустриализации постепенно сглаживается неравномерность
размещения пром-сти. В Боснии, Македонии, Черногории, авт. крае Косово
на базе местных природных и трудовых ресурсов выросли новые пром. узлы
и центры, наряду с этим развиваются и старые пром. р-ны - Словения, зап.
Хорватия и сев. Сербия.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я