ЭФИОПИЯ

ЭФИОПИЯ
Развитие Э. в дореволюционной
России и в СССР. Этногр. сведения о народах Вост. и Зап. Европы, об
их языках и обычаях содержались в др.-рус. летописях. "Слове о полку Игоревен
и др. памятниках. "Хождения" рус. паломников в Палестину (игумен Даниил
и др.) знакомили со странами Бл. Востока. Во 2-й пол. 15 в. Афанасий Никитин
побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны ("Хожение за три
моря").



Возникновение многонац. Рус. гос-ва
в 15-16 вв. привело к расширению этногр. знаний. В 17 в. рус. землепроходцы,
служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В.
Азии; сибирские летописи и др. источники содержат сведения о сиб. народах.
Особенно важны труды С. У. Ремезова, составившего первый сиб. атлас
("Чертёжная книга Сибири"), где на картах нанесены назв. народов, и "Описание
о сибирских народах..." (сохранилось в отрывках). В 1675 глава рус. посольства
в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны.


К нач. 18 в. относится одна из первых
в мире спец. этногр. работ - книга Г. И. Новицкого о хантах ("Краткое описание
о народе остяцком..."). В 18 в. было организовано неск. больших науч. экспедиций,
в т. ч. Великая Северная экспедиция 1733-43, в задачи к-рой входило изучение
народов Сибири. Программа собирания сведений о сиб. народах была основана
на анкете, составленной В. Н. Татищевым, к-рый первым предложил группировать
народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и совр. классификации).
Г. Ф. Миллер - глава сухопутного отряда экспедиции - написал труд "История
Сибири"; участник экспедиции С. П. Крашенинников
оставил ценное
"Описание земли Камчатки" (1775). Многочисл. материалы по Э. России дали
Академические экспедиции 1768-74: среди трудов их участников -"Дневные
записки" И. И. Лепёхина, описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева,
историко-этногр. сведения о монг. народах П. С. Далласа. Накопленные данные
позволили И. И. Георги подготовить 4-томный сводный труд "Описание
всех в Российском государстве обитающих народов..." (1776-80). В кон. 18
в. усилился интерес к Э. русских; появились первые публикации рус. фольклора
(М. Д. Чулков, М. В. Попов и др.).


В нач. 19 в. крупным событием в истории
рус. Э. стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский
и др.), во время к-рых были исследованы архипелаги Тихого ок. и быт их
аборигенов. Дальнейшее расширение этногр. кругозора связано с экспедицией
в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И.
Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских о-вах и Аляске. В России
по распоряжению ген.-губернатора Вост. Сибири М. М. Сперанского собирались
сведения о нар. обычаях (1819-21).


Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось
размежевание двух гл. направлений в изучении быта (особенно русского):
прогрессивного и просветительского (Ф. Н. Глинка, Н. А. Бестужев),
выступавшего за улучшение нар. быта, и реакционного, идеализировавшего
патриархальный быт, православие (И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, А.
В. Терещенко, ими был собран большой этногр. материал).


К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным
данным, назрела потребность в оформлении Э. как самостоят, науки; в журналах
появился термин "Э.". В 1845 по почину передовых рус. интеллигентов было
осн. Рус. геогр. об-во (РГО) и при нём - Отделение Э. (руководитель К.
М. Бэр, затем Н. И. Надеждин). Рус. Э. стала развиваться в системе
геогр. наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этногр.
описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (ок.
2 тыс.) стал публиковаться "Этнографический сборник" (1853-64), позлее
-"Записки РГО по Отделению Э.".


В 1840-60-х гг. были организованы экспедиции
(РГО, Академии наук и др.) и поездки отд. учёных по разным областям страны:
М. А. Кастрен собрал материал по Э. и языкам народов Севера и Сибири',
А.
Ф. Миддендорф исследовал Вост. Сибирь. Участники "Литературной экспедиции"
(1856)- писатели и этнографы (А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, С. В.
Максимов)- публиковали материалы поездок по Европ. России. В. В.
Радлов
изучал
(1860-70) тюрк, народы Юж. Сибири и Ср. Азии.


Продуктивной была деятельность собирателей
рус. фольклора - В. И. Даля, П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова,
А.
Ф. Гилъфердинга, А. Н. Афанасьева и др. Материалы по крест, быту
собирали П. С. Ефименко, П. И. Якушкин, И. Г. Пыжов и др.


С сер. 19 в. началась разработка теоретич.
основ Э. Представители либерально-бурж. направления (Надеждин, К. Д. Кавелин)
ограничивали
задачи Э. историко-познават. целями; Кавелин сравнивал нар. верования с
геол. пластами. Революц. демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А.
Добролюбов) видели в Э. средство познания совр. жизни народа. Н. Г. Чернышевский
среди др. историч. дисциплин первое место отводил Э., к-рая давала понятие
о"первонач. виде" совр. учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и др. эволюционистов,
он писал, что "каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между
самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из
тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами
в древнейшие времена" (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 618).


Эти правильные мысли, однако, не получили
широкого признания. В рус. Э. распространилось влияние мифологич. школы
(Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Миллер и др.).


После крестьянской реформы 1861
стала
издаваться краеведч. лит-pa, возникли местные науч. и краеведч. об-ва.
Новыми центрами Э. стали Об-во любителей естествознания, антропологии и
Э. при Моск. ун-те (ОЛЕАЭ, осн. в 1864) и Об-во археологии, истории и Э.
при Казанском ун-те (ОАИЭ, осн. в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всеросс.
этногр. выставка (1867), материалы к-рой были переданы в Римянцевский
музей.



Гл. направлением Э. в пореформенную
эпоху стало изучение обществ, и семейного быта, сел. общины, юридич. обычаев
- проблем, вставших после отмены крепостного права. Плодотворно изучалось
также нар. творчество (С. В. Максимов, П. В. Шейи, Е. Р. Романов,
В.
Н. Добровольский, П. П. Чубинский и др.). В Сибири большую
науч.-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров,
Г.
Цыбиков)
и
ссыльные революционеры (И. А. Худяков, В. Г. Богораз,
Л. Я.
Штернберг,
В.
И. Иохелъсон и др.).


С 1870-х гг. расширилось изучение зарубежных
стран (путешествия Н.М. Пржевальского, Г. Н. Потанина и др. по Центральной
Азии, И. П. Минаева - в Индию, В. Юнкера - в Африку). Особое
место в истории Э. занимают исследования Н. Н.
Миклухо-Маклая,
посвятившего
всю жизнь антропологич. и этногр. изучению населения Океании.


Гл. течением в Э. стал эволюционизм:
видные его представители - М. М. Ковалевский, семья Харузиных,
Штернберг
и Д. Н. Анучин, использовавший комплексный метод в историч. исследованиях
(данные археологии, Э. и антропологии). Значительным становилось воздействие
марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную
общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность
этого открытия подчеркнул Энгельс). Н. И. Зибер в "Очерках первобытной
экономической культуры" (1883) проанализировал первобытно-коллективистские
производств, отношения.


С кон. 19 в., помимо фольклора и обществ.-семейного
быта, серьёзно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда,
орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этногр. музеев.
Усилили науч. деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии АН,
Румянцевский музей (хранитель этногр. коллекций - Вс. Миллер). В 1902 основан
этногр. отдел Русского музея (во главе с Д. А.
Клеменцем). Появилась
этногр. периодика:"Этнографическое обозрение" (с 1889), "Живая старина"
(с 1890) и др. Много материала было собрано частным "Этногр. бюро" кн.
В. Н. Тенишева (1898-1901). Разрабатывались науч. принципы изучения
фольклора (Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Н. Веселовский,
Миллер),
нар. музыки (Е. Э. Линёва соединила запись мелодии и текста). В работе
Муз. этногр. комиссии, основанной в 1901, приняли участие Н. А. Римский-Корсаков,
С. И. Танеев и др.


С нач. 20 в. значительно возросло число
популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами
общедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин
и др. Появились коллективные издания и популярные серии: "Народы земли"
(т. 1- 4, 1903-11), -"Народы России" (1905) и др., многотомное геогр. изд.
"Россия" (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).


Накануне Окт. революции 1917 общая
картина состояния Э. в теоретич. отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость
новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н.
Максимов).


Окт. революция 1917 создала новые благоприятные
условия для развития зтногр. науки, опиравшейся на гуманистич. и демократич.
наследие дореволюц. Э. Определяющую роль в послереволюц. этногр. исследованиях
сыграла тесная их связь с практич. задачами сов. многонац. гос-ва. Создание
нац. областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов
требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 была создана
Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных
стран, в 1930 на её базе - Ин-т по изучению народов СССР. Важное значение
имела деятельность К-та содействия народностям сев. окраин при Президиуме
ВЦИК (1924-35), одним из руководителей к-рого был Богораз. В 1926 был создан
журн. "Этнография" (с 1931-"Советская этнография"). Для координации
работ в области Э. и смежных дисциплин в 1933 был организован Ин-т антропологии,
археологии и Э. в Ленинграде, в 1937 на его основе - Институт этнографии
АН СССР.


В послереволюц. Э. наметилась тенденция
формирования историко-материалистич. подхода к исследованию первобытного
общества и культуры (П. И. Кущнер, В. К. Никольский). В кон. 20- нач. 30-х
гг. в сов. Э. и большинстве др. гуманитарных наук развернулись дискуссии,
призванные преодолеть теоретич. разногласия и утвердить марксистские принципы
(этногр. совещание 1929 и археол.-этногр. совещание 1932). Теоретич. базу
науч. исследований сов. этнографов составили ленинские работы по нац. вопросу,
об обществ, укладах и некапиталистич. пути развития отсталых народов, о
нац. культуре и её классовом содержании.


Этногр. работы 30-х гг. основывались
на марксистско-ленинской методологии. Внимание этнографов концентрировалось
на вопросах обществ, строя, различных формах патриархальных и патриархально-феод.
отношений. Расширилось сравнит.-историч. изучение первобытнообщинного строя,
матриархата, воен. демократии и т. д. (Е. Г. Кагаров, Е. Ю. Кричевский,
А. М. Золотарёв, С. П. Толстое и др.). По инициативе Штернберга
и Богораза широкие масштабы приняла собирательская деятельность на Крайнем
С.


(Е. Ю. Крейнович, А. А. Попов, Г. М.
Василевич и др.). Сложилась сов. школа в Э.


В 50-70-е гг. 20 в. этногр. исследования
развёртываются как в Ин-те Э. АН СССР, так и в многочисл. науч. учреждениях,
высших уч. заведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились
два осн. направления исследований: проблемы первобытной истории и историко-этногр.
изучение народов мира.


Важное мировоззренческое значение имеет
изучение истории первобытного общества, проводимое этнографами совместно
с археологами и антропологами. Введён в науч. оборот обширный материал,
свидетельствующий об исторической универсальности первобытнообщинного строя,
доказано повсеместное распространение дуальной организации (Золотарёв).
Существенно продвинулось изучение поздних форм первобытнообщинного строя:
установлена сложная структура патриархального рода, начата разработка историч.
типов большой и малой семьи. В свете данных совр. Э. уточнена схема развития
семейно-брачных отношений первобытности, из к-рой исключены гипотетически
реконструированные Морганом стадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа
(Д. А. Ольдерогге и др.). Были углублены представления по вопросам
периодизации истории первобытного общества, соотношения рода и общины,
характера ранних форм брачных отношений и др. (Толстов, Н. А. Бутинов,
М. О. Косвен, Ю. П. Петрова-Аверкиева, А. И. Першиц, Ю. И. Семёнов
и др.).


Важное место заняла разработка проблем
этнич. истории, к-рая ведётся сов. этнографами совместно с археологами
и антропологами. Такой комплексный подход позволил существенно продвинуть
изучение конкретных вопросов происхождения народов СССР. Исследуются проблемы
происхождения народов Зап. Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании.
Исследования проблем этнич. истории показали, что все совр. народы сложились
из разных этнич. компонентов, имеют смешанный состав; тем самым опровергаются
измышления о "расовой чистоте", "национальной исключительности" отд. народов.


Большое внимание уделяется исследованию
материальной культуры - истории с.-х. техники, поселений, жилища, одежды
народов СССР (Е. Э. Бломквист, М. В. Битов, Н. И. Лебедева, Е. Н. Студенецкая,
Г. С. Маслова, Г. С. Читая и др.), а также зарубежных стран. Для обобщения
всех накопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР
создаются спец. историко-этногр. региональные атласы: опубликованы атласы
по народам Сибири (1961) и "Русские" (ч. 1-2, 1967-70).


Значительно расширилось исследование
нар. творчества: изобразит. иск-ва (С. В. Иванов, В. Н. Чернецов, С. И.
Вайнштейн и др.), фольклора (П. Г. Богатырёв, Э. В. Померанцева, В. Я.
Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, её происхождения и ранних
форм (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская и др.).


Одним из важнейших методов историко-этногр.
исследования является комплексное изучение народов с использованием данных
смежных наук. Таким методом исследована история многих в прошлом бесписьменных
народов Сибири


(Василевич, Л. П. Потапов, И. С. Гурвич
и др.). Значит, работа проделана по этногр. изучению вост.-слав, народов
- русского (В. В. Богданов, Д. К. Зеленин, В. Ю. Крупянская, Б. А. Куфтин,
Л. М. Сабурова, К. В. Чистов и др.), украинского (К. Г. Гуслистый, Г. Е.
Стельмах, В. Ф. Горленко и др.), белорусского (В. К. Бондарчик, М. Я. Гринблат,
Л. А. Молчанова и др.), народов Закавказья (В. В. Бардавелидзе, Д. С. Вардумян,
Ш. Д. Инал-Ипа, С. Д. Лисициан, А. И. Робакидзе, Р. Л. Харадзе, Читая и
др.), Северного Кавказа (В. К. Гарданов, Г. А. Кокиев, Л. И. Лавров и др.),
Средней Азии (М. С. Андреев, Н. А. Кисляков, С. М. Абрамзон, Т. А. Жданко,
О. А. Сухарева и др.), Прибалтики (В. С. Жиленас, М. К. Степерманис, Г.
Н.
Строд, Л. Н. Терентьева и др.), Поволжья (В. Н. Белицер.Н. И. Воробьёв,
К. И. Козлова, Т. А. Крюкова, Р. Г. Кузеев и др.).


Одно из центр, мест в деятельности
сов. этнографов занимает изучение совр. этнич. и культурно-бытовых процессов
в СССР. Развёртываются этносоциологич. исследования нац. процессов (Ю.
В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. В. Пименов и др.). Начато этногр. изучение
процессов межнац. сближения, формирования общесоюзных черт культуры новой
историч. общности - советского народа.


Ряд историко-этногр. исследований посвящён
народам зарубежных стран. Положено начало сравнительно-типологич. изучению
их культуры (Токарев, О. А. Ганцкая, И. Н. Гроздова и др.); ведётся исследование
их этнич. истории (С. Р. Смирнов, Ольдерогге, С. А. Арутюнов, Р. Ф. Итс
и др.). Исследуются совр. этнич. и культурно-бытовые процессы в Азии и
Океании (Н. Н. Чебоксаров, П. И. Пучков, М. В. Крюков), Африке (Ольдерогге,
И. И. Потехин, С. Р. Смирнов, Р. Н. Исмагилова и др.). Начато исследование
совр. этнич. процессов в США, Канаде, странах Лат. Америки (С. А. Гонионский,
М. Я. Берзина, Ш. А. Богина и др.), в Зап. Европе (В. И. Козлов и др.).


Значит, развитие получили в СССР этнодемографич.
и этногеогр. исследования. Было создано неск. способов сочетания на картах
этнич. и демографич. показателей (П. И. Кушнер, С. И. Брук, П. Е. Терлецкий).
Изданы обобщающая карта "Народы мира" и сводный труд "Атлас народов мира"
(1964). Наиболее значит, результат этнодемографич. исследований - труд
"Численность и расселение народов мира" (1962), где дана подробная характеристика
нац. состава населения всех стран, численность отд. народов и территория
их расселения.


Для понимания общих закономерностей
развития культуры в целом и складывания её специфич. свойств у отд. народов
большое значение имеет разработанное сов. этнографами (М. Г. Левин, Чебоксаров)
учение о хозяйственно-культурных типах. Сов. учёные исследуют также проблемы
взаимовлияния культур, роль преемственности и обновления в развитии культуры
(С. Н. Артановский, Арутюнов, Пименов и др.). Ведётся теоретич. работа
по установлению сущности таких понятий, как "этнос", "этнич. общность",
"этнич. процессы", по их типологии (Ю. В. Бромлей, Токарев, Чебоксаров,
Козлов и др.).


Продолжается изучение истории отечественной
и критич. анализ зарубежной


Э. Большое науч. и политич. значение
имеют работы сов. этнографов и антропологов, разоблачающих расизм, неоколониализм,
национализм (И. Р. Григулевич, Г. Ф. Дебец, М. Ф. Нестурх, Э. Л. Нитобург,
Я. Я. Рогинский и др.).


Одним из важнейших итогов работы сов.
этнографов явилось издание 13-томной (18 кн.) серии "Народы мира" (общая
ред. С. П. Толстова, 1954-66), "Очерков общей этнографии" (т. 1-5, 1957-68).
Вырос междунар. престиж сов. этногр. науки: сов. этнографы участвуют в
междунар. конгрессах и симпозиумах; в СССР постоянно приезжают иностр.
учёные для консультаций и стажировки. Мн. труды сов. этнографов переведены
на иностр. языки.


Выполняя не только познават., но и
идеологич. функции, сов. Э., базирующаяся на марксистско-ленинской методологии,
направлена на решение актуальных мировоззренческих и практически значимых
вопросов, способствующих сближению народов СССР.


Науч. работа в области Э. проводится
спец. науч. учреждениями -- н.-и. этнографическими ин-тами (в СССР - в
системе АН - этнографии институт им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.),
ун-тами, музеями (в т. ч. этнографическими музеями), существующими
в большинстве стран этнографич. об-вами. Публикация собранных материалов
и исследований осуществляется этнографич. журналами и др. спец. изданиями.
В 1948 был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Междунар. союз
антропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934) междунар. конгрессы.


Лит.: Маркс К., Конспект книги
Л. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т.
9, М., 1941; его же, К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Маркс К. и Э нгельс Ф., Немецкая идеология, там
же, т. 3; Энгельс Ф., Марка, там же, т. 19; его же, Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи,
частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Развитие
капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; е г о ж е, Критические
заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его ж е, О праве наций
на самоопределение, там же, т. 25; его же, О национальной гордости великороссов,
там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там
же, т. 27; его же, О государстве, там же, т. 39.


Основы этнографии, [М., 1968]; Расы
и народы, в. 1 - 7, М., 1971-77; Боас Ф., Ум первобытного человека, пер.
с англ., М.-Л., 1926; Богатырёв П. Г., Вопросы теории народного искусства,
М., 1971; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Козлов В. И., Динамика
численности народов, М., 1969; Концепции зарубежной этнологии, М., 1976;
Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953; Кушнер П.
И., Этнические территории и этнические границы, в сб.: Тр. ин-та этнографии,
т. 15, М., 1951; Л е в иБрюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц.,
М., 1930; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., I960;/!
евин М. Г., Ч е б о к с а р о в Н. Н., Хозяйственно-культурные типы и историкоэтнографические
области, "Советская этнография", 1955, № 4; Л и п с Ю., Происхождение вещей,
пер. с нем., М., 1954; М о рг а н Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.,
2 изд., М., 1935; Национальные процессы в США, М., 1973; Осуществление
ленинской национальной политики у народов Севера, М., 1971; Очерки истории
русской этнографии, фольклористики и антропологии, в. 1-6, М., 1956-74
(Тр. ин-та этнографии, т. 30, 85, 91, 94, 95, 102); Первобытное общество.
Основные проблемы развития, М., 1975; П е р ш и ц А. И., М о н г а и т
А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, 2 изд., М., 1974;
Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Проблемы антропологии
и этнографии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972; П ы п и н
А. Н., История русской этнографии, т. 1 - 4, СПБ, 1890-92; Р а т ц е л
ь Ф., Народоведение, пер. с нем., 4 изд., т. 1-2, СПБ, 1904; Современная
американская этнография, М., 1963; Современные этнические процессы в СССР,
М., 1975; Становление классов и государства, Сб. ст., М., 1976; Тэйлор
Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Токарев С. А., Этнография
народов СССР, М., 1958; е г о ж е, История русской этнографии, М., 1966;
его же, Истоки этнографической науки. (До середины XIX в.), М., 1978; Фрэзер
Д., Золотая ветвь, пер. с франц., в. 1-4, М., 1928; Харузина В. Н., Введение
в этнографию, М., 1941; X а р уз и н Н. Н., Этнография, в. 1-4, СПБ, 1901
- 1905; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Народы, расы, культуры, М.,
1971; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии. Сб. ст., М., 1974;
Этнографическое изучение быта рабочих, М., 1968; Этнография в странах социализма,
М., 1975; Этнологические исследования за рубежом, М., 1973; Библиография
трудов ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 1900-1962, Л., 1967;
Graebner F г., Die Methode der Ethnologic, Hdlb., 1911; W e u 1 e K., Leitfaden
der Volkerkunde, Lpz.-W., 1912; L о w i e R. H., The history of ethnological
theory, L., 1937; Boas F., Race, language and culture, N. Y.-L., 1966;
его же, General anthropology, Madison, 1944; Kroeber A. L., Anthropology,
N. Y., 1958; International directory of anthropological Institutions, N.
Y., 1953; Volkskunde. Ein Handbuch zur Geschichte ihrer Probleme, [В.,
1958]; L e v i-S t r a u s s C., Anthropologie structurale deux, P., 1973;
Moszynski K., Czlowiek, Wroclaw-Krakow-Warsz., 1958; L e r о i-G о u r
h a n A., Le geste et la parole, [v. 1-2], P., 1964- 1965; Penniman T.
K., A hundred years of anthropology, 3 ed., L., 1965; Volkerkunde fur jedermann,
2 Aufl., Gotha-Lpz., 1969; Cazeneuve J., L'ethnologie, P., 1967. Ю.
В. Бромлей, С. А. Токарев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я