"ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"

"ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ" система
представлений, развиваемая в рамках реформистской концепции т. н. "демократического
социализма"
и обосновывающая социалистич. идеал исходя из нравств.
принципов. Теоретич. корни "Э. с." уходят в учение И. Канта о "практич.
разуме" с его принципиальным противопоставлением естеств. необходимости
автономности человеческой воли.


Осн. представители "Э. с." - Г. Коген,
П.
Наторп,
Э. Бернштейн,
П. Нельсон (Германия) и др. Начав с требования "дополнить"
марксизм этич. принципами в неокантианском духе, последователи "Э. с."
пришли к телеологич. пониманию социализма (см.
Телеология),
к замене
социального анализа капитализма нравств. осуждением его негативных "сторон".
Искажая марксизм, "этич." социалисты отвергают его идеи о естественноист.
характере социального процесса, о переходе к социализму как закономерному
результату развёртывания и разрешения антагонистич. противоречий капиталистич.
общества. Представители "Э. с." утверждают, что марксизм ведёт к фатализму,
умаляет человеческую инициативу, снимает проблему личной ответственности
каждого за свою судьбу и судьбу общества. "Э. с." отрицает марксистское
учение об ист. необходимости и воздвигает стену между тем, что есть, и
тем, что будет, между сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется
расплывчатыми "этич. мотивами", а концепция классовой борьбы - концепцией
"социальной педагогики", к-рая призвана гармонизировать обществ, жизнь
на основе всё большего "выявления" идеалов социализма, заложенных a priori
в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности. Не
социальная революция, а нравств. эволюция всего человечества,- таков, по
мнению "этич." социалистов, единственно правомерный путь к социализму,
рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этич. ценностей,
как нравств. идеал, столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этич.
трактовка социализма в её классических, идущих от Канта формах наиболее
распространена в С.-д. партии Германии и в Социалистич. партии Австрии.
В той или иной степени элементы "этич." обоснования социализма характерны
для совр. с.-д. идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы
"Э. с.", как правило, отступают на задний план, заслоняются более поздними
филос. построениями антропологич. типа, а также интенсивной спекуляцией
на ранних произведениях К. Маркса.


Отвергая идеалистич. схемы "этич."
социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политич. значения нравств.
мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос возможность и
необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу,
к-рый воодушевляет борцов за социализм. Однако представления о таком идеале
не могут быть поняты вне реальных ист. процессов. Идеалы будут нехимеричны
лишь тогда, писал Ленин, "...когда они выражают интересы действительно
существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном
направлении" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 101). См. также ст. Неокантианство
и
Бернштейнианство
и
лит. при них. Л. Е. Бовин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я