ЭСТРАДА

ЭСТРАДА , вид сценич. искусства.
Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся
отдельными законченными выступлениями одного или неск. артистов. Для Э.
характерно прямое обращение артистов к зрит, залу, часто от собственного
лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это гл. обр.
тут же на эстраде, в нек-рых случаях используя парики, детали костюма и
др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства.
Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного
воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются
от глубокой психологич. разработки образа, стремятся создать определённую
маску. В иск-ве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно
преим. строится на совр., более того, злободневном материале, использует
свои специфич. жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатич. тагец,
манипуляцию и др.


Истоки Э.- в выступлениях бродячих
артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) гл. обр. на нар.
гуляньях, а с сер. 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники,
зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом'в балаган. Ярмарочные
зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и
шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты,
фокусники, трансформаторы, а со 2-й пол. 19 в. также рассказчики, куплетисты,
исполнители фарсовых сценок.


Другим источником Э. стали
дивертисменты
-
концерты после основного оперно-балетного или драматич. спектакля,
в к-рых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, нар. песни и танцы.
С сер. 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики,
исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.


Иск-во Э. развивалось и в
мюзик-холлах,
к-рые
выросли из нар. таверн (особенно распространённых в Англии). Для привлечения
посетителей туда приглашались оркестры, хоры, артисты. Исполнялись злободневные
куплеты, бытовые танцы, песни улицы. Первые мюзик-холлы были созданы в
Лондоне в сер. 19 в. В кабаре-кафе, где собирались артисты, художники и
др., на импровизированной эстраде выступали поэты, актёры. Здесь впервые
появился конферансье. Из кабаре, организованного артистами МХТ,
вырос, напр., один из первых в России театров миниатюр -"Летучая мышь"
(1908).


В нач. 20 в. иск-во Э. обогатилось
за счёт джазовой музыки (см. Джаз). Выдвинулся ряд муз. коллективов:
джазоркестры под рук. Б. Гудмена, Л. Армстронга, Дюка Эллингтона (США).
Позже распространились вокально-инструмент. ансамбли, соединяющие нар.
песни с совр. ритмами. Популярность завоевала публицистич., антибурж.,
прежде всего антимилитаристская, песня: Э. Буш (Германия, позже ГДР), П.
Робсон, Д. Рид


(США) и др. Получили известность эстрадные
певцы: Ж. Беккер, Э. Пиаф, М. Шевалье, Ж. Брель (Франция), X. Белафонте,
Э. Фицджералд и др. (США), Л. Сигеру, Р. Лоретти (Италия); эксцентрики
Грок, Димитрий (Швейцария); пантомимист М. Марсо (Франция). В эстрадном
танце стали использоваться совр. ритмы, акробатич. трюки, достижения бытового
танца. Утвердились новые формы эстрадной хореографии: степ, салонно-бытовой
и акробатич. групповой ритмический танец "гёрлс". Особое место заняли представления
"Балета на .льду". В рабочих и студенч. эстрадных театрах и коллективах,
руководимых прогрессивными орг-циями, получили распространение сатирич.
произв. различных жанров, направленные против бурж. образа жизни.


С первых дней Сов. власти в России
передовые артисты отдавали своё иск-во победившему народу, они выступали
на фронтах Гражд. войны 1918-20, в рабочих клубах, в деревнях. На эстрадных
подмостках звучали публицистич. злободневные монологи, куплеты, сатирич.
сцены, выдающиеся произв. классики и сов. писателей.


В 1919 был создан Театр революц. сатиры
(Теревсат) в Витебске, в 1920 - в Москве, Петрограде, Томске, Баку, Киеве
и др. городах. Теревсаты, объединившие артистов разных жанров, ставили
совр. революц. произведения. Эта традиция была продолжена "Синей блузой".
Открытые
в различные годы театры миниатюр (Ленинградский под рук. А. И. Райкина,
Московский, Саратовский "Микро" и др.) постоянно обращались и обращаются
к совр. произведениям. Идейность, политич. устремлённость утверждались
в борьбе с бурж. идеологией, пошлостью, низкопробным иск-вом- наследием
дореволюц. прошлого. Свой путь сов. Э. нашла в сближении с революц. действительностью,
в овладении коммунистич. партийностью. Ныне Э. в СССР стала одним из самых
массовых иск-в.


Большое распространение на Э. получила
песня - рус. и др. народов СССР, бытовая, публицистич. и лирическая, исполняемая
ансамблями и отд. певцами. Не менее популярны танцы - народные, бытовые,
акробатич., эксцентрич. и др. Широко представлены эстрадные оркестры, вокально-инструмент.
ансамбли, музыканты-солисты. Ведущее место занимают артисты, обращающиеся
к злободневному публицистич. и сатирич. репертуару,- конферансье, исполнители
куплетов, фельетонов, юмористич. рассказов, кукольных представлений. Всенародное
признание получили: певцы - Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина,
М. И. Бернес, М. М. Магомаев; артисты сатирич. жанров - В. Я. Хенкин, Н.
П. Смирнов-Сокольский, А. И. Райкин, Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, М. В.
Миронова и А. С. Менакер, Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин, Гос. эстрадный
оркестр под рук. Л. О. Утёсова и мн. др. В Москве и Ленинграде имеются
стационарные эстрадные театры. Мюзикхоллы работают в Москве, Ленинграде,
Киеве, Ташкенте. Имеются Московский, Ленинградский и Украинский балеты
на льду (см. раздел Эстрада в ст. Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика
и в 24-м томе, книга II - "СССР").


Значит, развитие получила Э. и в др.
социалистич. странах. В столице ГДР Берлине работают самый большой в Европе
эстрадный театр "Фридрихштадт-паласт", театр сатирических миниатюр "Дистль";
в Чехословакии - театр"Панто-мима на Забрадли" во главе с Л. Фиалкой, театр-аттракцион
"Латерна магика"; неск. театров миниатюр имеется в Польше. Много талантливых
эстрадных артистов различных жанров работают в Венгрии, Болгарии, Румынии,
Монголии, Югославии. Ю. А. Дмитриев.<




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я