ЭССЕ

ЭССЕ (франц. essai - попытка,
проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение небольшого
объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и
соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее
на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает
новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь фйлос., историко-биографич.,
публицистич., лит.-критич., научно-популярный или чисто беллетристич. характер.
Эссеистич. стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на
разг. интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на
первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена
и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный
европ. эссе, складывался, напр., у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Тёмэя
(13 в., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввёл в литературу М.
Монтень
в
своих "Опытах" (1580). Столь же непосредственны и прихотливы - с парадоксальным
оттенком торжественности - проповеди Дж. Донна. Эссеистич. начало
питает йшлос.-теологич. медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы
Б. Фонтенеля. Первым англ, эссеистом был поэт-"метафизик" А. Коули (1618-
1667), автор "Некоторых рассуждений в форме эссе"; лит.-критич. эссе Дж.
Драйдена открыли историю англ, критики.


В 18-19 вв. Э.- один из ведущих жанров
англ, и франц. журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон
и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер.
Э. стало осн. формой философско-эстетич. полемики у романтиков (Г. Гейне,
Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в англ,
лит-ре: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд - в 19 в.; М. Бирбом, X. Беллок,
Г. К. Честертон - в 20 в. Их лучшие образцы-импровизированное, скрыто диалогизов.
обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие
прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений
естеств.-науч. и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей
(Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П.
Сартр).


Для рус. и сов. лит-ры жанр Э. не характерен;
однако образцы эссеистич. стиля обнаруживают у А. С. Пушкина ("Путешествие
из Москвы в Петербург"), А. И. Герцена ("С того берега"), Ф. М. Достоевского
("Дневник писателя"). В нач. 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д.
Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из сов. писателей эссеистику
создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.


В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью
жанра остаётся опыт лит.-критич. оценки.


Лит.: Walker H., The English
essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. В., Essayists, past and
present, L., 1967; ChampignyR., Pour une esthetique de 1'essai, P., 1967.
В.
С. Муравьёв.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я