ЭСКАЛАТОР

ЭСКАЛАТОР (англ, escalator;
первоисточник: лат. scala - лестница), наклонный пластинчатый конвейер
с
движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъёма и спуска пассажиров
на станциях метро, в обществ, зданиях, на уличных переходах и в др. местах
со значительными пассажиропотоками. Первые конструкции Э. разработаны в
кон. 19 в. в связи с подготовкой к Парижской всемирной выставке 1900. В
СССР Э. впервые были установлены в Моск. метрополитене в 1935. Схема Э.
показана на рис. 1. Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает
наверху тяговые, а внизу - натяжные звёздочки и катится по направляющим
путям металлоконструкции. Привод тяговых звёздочек состоит из электродвигателя,
редукторов
с
дополнит, зубчатыми или цепными передачами и соединит, муфт.
Для
безопасности и удобства использования Э. оборудован входными площадками
с гребёнками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися
с обеих сторон балюстрады поручнями на высоте 0,9-1 м от
ступеней. В качестве поручня используется прорезин. хл.-бум. лента с загнутыми
краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам.
Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач
от вала тяговых звёздочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной
части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих
путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8-1,2 м,
а
на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных
Э. до 35°), используемую пассажирами для самостоят, передвижения при остановке
Э. Полотно Э. (рис. 2) состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух
осн. и двух вспомогат. пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных)
катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные
настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной)
ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют
упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами
трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве
тяговых цепей. Унифицированные отечеств. Э. имеют: для зданий - высоту
подъёма Н = 5-7 м, ширину ступеней В = 500-750 мм
и
скорость v = 0 4- 0,5 м/сек; для метро - Я = 10-65
м,
В =
900-1000 м и v = 0,75-1 м/сек.
Привод Э. оборудован
рабочими и аварийными тормозами. Э. снабжён системой защитных электромеханич.
устройств, а также средствами автоматич. включения и выключения (для зданий).
Расчётная производительность Э. для широких ступеней составляет при v
=
0,5 м/сек - 8000, а при v
==0,9 м/сек -
11000 пассажиров
в 1 ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся
полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых
и ленточных конвейеров.


Лит.: Спиваковский А. О., Дьячков
В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта,
М., 1969. Л. Н. Колобов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я