ЭРМИТАЖ

ЭРМИТАЖ Государственный - художественный
и культурно-исторический музей в Ленинграде, один из крупнейших музеев
мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (арх. В. В. Растрелли, 1754-62),
Малый Эрмитаж (арх. Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764-67) и Старый Эрмитаж
(арх. Ю. М. Фельтен, 1771-87), здание театра (арх. Д. Кваренги, 1783-87)
и Новый Эрмитаж (арх. Л. фон Кленце, 1839-52). Временем зарождения эрмитажного
собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция
из 225 картин, преим. произв. голландской и фламандской школ. Значит, число
картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся "Эрмитаж" (от франц.
ermitage - место уединения; позднее это назв. перешло на всю картинную
галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных
частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и
др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произв. живописи.
Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр
и рисунков, антич. древностей, зап.-европ. прикладного иск-ва, резных камней,
монет и медалей, а также книг (б-ка Вольтера). Расширение коллекций Э.
происходило ив 19 в., когда в Э. стали поступать археологич. материалы
из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции.
Э. играл большую роль в развитии рус. культуры, для него было построено
специальное музейное здание - Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа
было ограниченным, экскурсии до кон. 19 в. не допускались. За расширение
доступа в музей боролась прогрессивная рус. интеллигенция. В 1917 значит,
часть коллекции Э. была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград
лишь в 1920. После Окт. революции 1917 коллекция Э. значительно увеличилась
за счёт национализированных собр. Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.,
музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний
дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Э., организация
новых отделов. В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 значит, часть
коллекций Э. была эвакуирована в Свердловск, но в Э. продолжалась научная
и музейная работа. Ныне Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры;
антич. мира; культуры народов Востока; истории рус. культуры (включающий
"Галерею 1812 года" - портреты офицеров и генералов, героев Отечеств, войны
1812); нумизматики; зап.-европ. иск-ва (картинная галерея с произв. Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П.
П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, X. Хольбейна Младшего,
Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена,
А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры
с произв. Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики,
памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную
и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают св. 350
залов, посещаемость - 3,5 млн. чел. в год. Э. ведёт большую научную и научно-просветительную
работу, проводит научные конференции, организует археологич. экспедиции,
готовит к изданию науч. труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значит,
место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев.
Награждён орденом Ленина (1964).


Лит.: Б е н у а А., Путеводитель
по картинной галерее ими. Эрмитажа, СПБ, 1911: Эрмитаж за 200 лет (1764
- 1964). История и состав коллекций, работа музея, Л.-М., [1966]; Государственный
Эрмитаж. Западноевропейская живопись, [2 изд.], т. 1, Л., 1976. Б. Б.
Пиотровский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я