ЭРКЕЛЬ

ЭРКЕЛЬ (Erkel) Ференц (7.11.1810,
Дьюла,- 15.6.1893, Будапешт), венгерский композитор, дирижёр, пианист,
педагог, муз.-обществ, деятель. Учился у Г. Клейна в Братиславе. Преподавал
(1828-35) и служил капельмейстером (1830) в Клуже. С 1835 жил в Будапеште.
В 1838-90 гл. дирижёр, рук. Нац. т-ра, с 1853 рук. оркестра Филармонич.
об-ва, с 1868 - Всевенг. объединения хоровых об-в. В 1875-89 1-й директор
и проф. (фп.)


Муз. академии в Будапеште (при президенте
Ф. Листе). Э. - основоположник венг. нац. оперы. В б. ч. своих опер Э.
отражал тра-гич. историч. эпизоды борьбы за освобождение Венгрии от захватчиков.
Наиболее значит. - героико-лирич. оперы " Ласло Хуньяди" (1844) и "Банк
бан" (1852; пост. 1861, Будапешт; 1957, Москва; 1958, Новосибирск), пользовавшиеся
большой популярностью у современников Э. Нек-рые мелодии из этих опер,
частично с новыми текстами, стали массовыми песнями, к-рые пели во время
революц. нар. демонстраций в 1848-49 и в 1918-19. Сочетал совр. зап.-европ.
оперные традиции с национальными (использовал
вербункош, венг. нар.
мелодии). Среди др. опер (всего написал 9)- "Мария Батори" (1840), "Дьёрдь
Дожа" (1867), а также 2 комич. оперы. Автор "Торжественной увертюры" (1887),
фп. пьес, хор. песен, в т. ч. венг. Гос. гимна (1844), музыки к т. н. нар.
театр, пьесам. Лит.: Сабольчи Б., История венгерской музыки, [пер.
с венг.], Будапешт, 1964, с. 71 - 74; М а р о т и Я., Путь Эркеля от героико-лпрической
оперы к критическому реализму, в кн.: Музыка Венгрии, [пер. с венг.], М.,
1968; Abranyi К., Erkel Ferenc elete es mukodcse, Bdpst, 1895; L eg a n
у D., Erkel Ferenc miivei es korabeli tortenetiik, Bdpst, 1972. П. Ф.
Вепс.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я