ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus
Roterodamus), Дезидерий (Deside-rius) (28.10.1469, Роттердам,-12.7.1536,
Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший
представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском ун-те
(1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался
всеевроп. признанием. Писал на латыни, универсальном яз. образованной Европы
того времени.


Решающими для формирования творч. личности
Э. Р. были нидерл. мистицизм и гуманистич. образованность, а также влияние
кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к
новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов
христианства. Э. Р. осуществил первопечатное издание греч. оригинала Нового
завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский
перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, к-рое
называл "философией Христа". В этой системе гл. внимание сосредоточивается
на человеке в его отношении к богу, на нравств. обязательствах человека
перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный
грех, троичность божества и др.) обходятся Э. Р. как не имеющие жизненно
важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения
в гуманизме, получившего назв. "христ. гуманизм". Э. Р. выступал против
обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства,
бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен
был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного
унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он
порвал с Лютером, к-рого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла
ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля,
спасаясь от религ. фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церк.
реформаторов (1528).


Из огромного наследия Э. Р. наиболее
известны "Похвала Глупости" (1509, рус. пер. 1960) и "Разговоры запросто"
(1519-35, рус. пер. 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе-
по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости
в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями.
Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью,
самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим
рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв "ничего
сверх меры!". В этой убеждённости - суть идейной позиции Э. Р., обнаруживающейся
и в др. его произведениях. Сб. "Пословицы" ("Adagia", 1500) включает изречения
и поговорки антич. писателей с комментариями.


Публицистична большая часть педагогич.,
нравственно-поучительных, богословских сочинений Э. Р.: антилютеровский
трактат "О свободе воли" (1524), "О достойном воспитании детей с первых
лет жизни" (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Э. Р., к-рый был
большим мастером эпистолярного жанра.


Соч.: Opera omnia..., t. 1-4, Amst.,
1971 - 73; Opus epistolarum... denuo recognitum... per P. S. Alien, t.
1 - 12, Oxonii, 1906 - 58.


Лит.: Маркиш С. П., Знакомство
с Эразмом из Роттердама. М., 1971; С м ир и н М. М., О политической концепции
Эразма Роттердамского, в сб.: Ежегодник германской истории 1972, М., 1973;
Smith P., Erasmus, N. Y., 1962; Н u i z i n g a J., Erasmus, 5 ed., Haarlem,
1958; Tracy J., Erasmus - the growth of a mind, Gen., 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я