ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТОРА

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТОРА (от
греч. epistole - послание, письмо), переписка, изначально задуманная или
позднее осмысленная как художеств, или публицистич. проза, предполагающая
широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер,
превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако
именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознават.
признак Э. л., отличающий её от записок и дневника.


В античности письма сочинялись как
лит. произв., их стиль и построение определялись риторикой, и строгую
границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией провести трудно,
о чем свидетельствуют знаменитые образцы Э. л.: письма Эпикура и Цицерона,
Плиния Младшего, Катона и Сенеки. (Обретая стихотворную форму,- напр, у
Горация,- послания становятся поэтич. жанром и собственно к Э. л. уже не
относятся; см. Послание.) Сознат. художеств, использование стилистич.
возможностей переписки (приближение к разговорному яз., лирич. подтекст,
аллюзии, внесение оттенков социально-языковой характеристики) отличает
Э. л. софистов (эротич. письма ритора Лесбонакса, эпистолярные соч. Алкифрона,
в т. ч. вымышленная переписка комедиографа Менандра с его возлюбленной
Гликерой).


Естественная для писем дидактич. тенденция
становится осн. функцией в посланиях апостолов и "отцов церкви"
(Киприана, Иеронима, Августина, Григория Назианзина и др.). Э. л.- ведущий
жанр визант. публицистики: письма Феодора Студита, Николая Мистика, патриарха
Фотия. В ср.-век. Европе межмонастырская переписка была средством публичной
богословской полемики. Своеобразным заключением ср.-век. Э.л.одновременно
предваряющим эпоху Реформации, служат "Письма светлых людей" (1514) И.
Рейхлина и особенно - (Письма тёмных людей" (1515-17), где пародируется
как интимное, так и дидактич. послание. Традицию ср.-век. публичной полемики
продолжают письма Лютера. Образцом рус. ср.-век. публицистики служит переписка
Ивана IV с кн. Курбским и письма протопопа Аввакума. Для Э. л. Возрождения
характерны письма П. Аретино, где специфика переписки формирует сатирич.
приёмы разоблачения пороков.


В 17-18 вв. форма Э. л. используется
как способ придания непосредственности интеллектуальному общению ("Письма
провинциала" Б. Паскаля, письма маркизы де Севинье, переписка Вольтера,
письма англ. гос. деятелей У. Темпла, Г. Болингброка, "Письма к
сыну" Ф. Честерфилда).


Особо следует выделить "Дневник для
Стеллы" Дж. Свифта: собрание частных писем, открывающее историю англ, социально-психологич.
романа. После заведомо вымышленных "Персидских писем" (филос. роман, 1721)
Монтескье эпистолярно-романич. построение становится всё более привычным
в европ. лит-pax: романы "Памела" и "Кларисса" С. Ричардсона, "Путешествие
Хамфри Клинкера" Т. Смоллетта, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж. Ж. Руссо, "Страдания
молодого Вертера" Гёте.


Очерково-документальные "Письма русского
путешественника" Н. М. Карамзина и письма из Франции Д. И. Фонвизина П.
И. Панину ("Записки первого путешествия", 1777-78) положили начало освоению
традиций Э. л. в России. Её развивал И. М. Муравьёв-Апостол ("Письма из
Москвы в Нижний Новгород", 1813-14) и стремился "влить" в беллетристику
А. С. Пушкин ("Роман в письмах", "Мария Шонинг"). Дидактич. направление
Э. л. продолжал М. С. Лунин ("Письма из Сибири"), П. Я. Чаадаев ("Философические
письма"), Н. В. Гоголь ("Выбранные места из переписки с друзьями"), А.
И. Герцен ("Письма из Франции и Италии"), В. П. Боткин ("Письма об Испании"),
Опыт и форма Э. л. использованы в художеств, повести "Бедные люди" Ф. М.
Достоевского.


В 20 в. сохраняется многообразие видов
Э. л. ("Опавшие листья" В. В. Розанова и "Столп и утверждение истины" П.
А. Флоренского, "Неизвестный друг" И. А. Бунина, и "Zoo. Письма не о любви..."
В. Б. Шкловского, "Любовные письма англичанки" Л. Хаусмана, "Письмо к англичанам"
Ж. Бернаноса), в т. ч. и оформленных в беллетристич. жанры (повесть "Письмо
к заложнику" А. Сент-Экзюпери, романы "Мартовские иды" Т. Уайлдера и "Перед
зеркалом" В. Каверина). После 2-й мировой войны 1939-45 с расцветом документальной
лит-ры, актуализируется значение письма как непосредственного, подлинного,
лирически насыщенного свидетельства ("Письма расстрелянных французских
коммунистов", 1948).


Лит.: Античная эпистолография,
М., 1967; Елистратова А. А., Эпистолярная проза романтиков, в кн.: Европейский
романтизм, М., 1973; Black F. G., The epistolary novel in the late 18 century,
Oregon, 1940; S i n g e r G. F., The epistolary novel. Philadelphia, 1933.
В.
С. Муравьёв.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я