ЭПИКУР

ЭПИКУР (Epikuros) (342-341 до
н. э., о. Самос, - 271-270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист.
С 306 жил в Афинах, где основал филос. школу ("Сад" Э. - см. Эпикуреизм).
Из
большого наследия Э. (ок. 300 соч.) сохранились неск. писем, афоризмы и
завещание.


Философия Э. разделяется на этику,
физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита
и киренской школы, Э. объявлял истинной природой человека способность
к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель
человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э., есть
отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке - это
страсти и страх, от к-рых призвана излечить людей философия. Достижение
удовольствий невозможно без аскетич. самоограничения. Результат правильной
жизни - невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное
добродетели, свобода и наслаждения, высшими из к-рых являются мудрость,
справедливость и особенно дружба.


В физике Э., следуя атомистич. учению
Демокрита, внёс в него, однако, существенные изменения: вихревое движение
атомов заменяется у Э. падением, вводится понятие "веса" атомов. Особенно
примечательно учение Э. о произвольном отклонении атомов от падения по
прямой, обосновывавшее возникновение миров (число к-рых бесконечно) и свободу
индивида (т. е. атома и человека).


В борьбе с традиционным для антич.
натурфилософии понятием рока (см. Судьба) Э. доходил до беспрецедентного
отрицания точной закономерности небесных явлений.


Источником знания Э. признавал ощущения
и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения.
Критерий истины - соответствие ощущениям, происхождение к-рых объяснялось
демокритовской теорией истечений.


Отвергая представления нар. мифологии
о богах как нечестивые, Э. считал, что боги ведут блаженное и безмятежное
существование в пространствах между мирами ("метакосмии", или "интермундии")
и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.


Философия Э. явилась новым этапом антич.
атомизма
и
оказала значит, влияние на позднеантич. и новоевроп. философию.


Соч.: Epicurea, ed. H. Usener, Lipsiae,
1887; Opere, Torino, 1973.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Из ранних произведений, М., 1956, с. 17 - 98, 99 - 215; Г ю и о М., Мораль
Эпикура и её связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899;
Ш а к и р-3 а д е А. С., Эпикур, М., 1963; Bailey С., The Greek atomists
and Epicurus, Oxf., 1928; H a dz s i t s G. D., Lucretius and his influence,
L.. 1935; Epikurus (Epikur). yon der tJberwindung der Furcht, eingel. und
ubertr. v. O. Gigon, Z., 1949; D e W i t t N. W., Epicurus and his philosophy,
Minneapolis, 1954; Hicks R. D., Stoic and Epicurean, N. Y., 1962. А.
Л. Доброхотов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я