ЭПИГРАФИКА

ЭПИГРАФИКА вспомогательная
историч. дисциплина, изучающая надписи (преим. древние и средневековые)
на твёрдых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в эпоху
Возрождения; методика Э. как науки (о приёмах дешифровки, восполнения и
датирования надписей см. также в ст. Палеография) разработана в
18-19 вв. Расшифровка егип. иероглифов, клинописи, микенской письменности
(см. Линейное письмо) значительно расширила в 19- 20 вв. область
Э. Эпиграфич. тексты - важный источник по политич., социальной и экономич.
истории; надписи обычно современны содержащимся в них сведениям.


Древнейшие иероглифич. надписи Египта
относятся к рубежу 4-3-го тыс. до н. э. (нек-рые идеограммы - более раннего
времени): тексты на стенах пирамид и др. культовых сооружений, на стелах
и др. Среди позднеиероглифич. надписей известны билингвы, в т. ч. Розеттский
камень,
изучение к-рого послужило началом расшифровки иероглифов.


Клинописные тексты Месопотамии, Сирии
и М. Азии датируются от кон. 4-го тыс. до н. э. и различаются по языкам:
шумерские, аккадские, хеттские, хурритские, эламские, урартские. К 6-4
вв. до н. э. относятся др.-иран. клинописные надписи на скалах, стенах
дворцов и др. (особенно важны надписи Дария I и Ксеркса). Э. Др. Востока
имеет особое значение для историч. науки (см., напр., свод законов Хаммурапи)
в
силу немногочисленности иных письм. источников. Важны для истории народов
Индостана идеограммы на печатях хараппской цивилизации (3-е тыс.
до н. э.), тексты политич., хоз., религ. содержания времени царя Ашоки.
Др.-кит.
надписи на кости, бамбуке, бронзе датируются 14 в. до н. э.


С кон. 2-го тыс. до н. э. появляются
финикийские эпиграфич. памятники религ., отчасти историч. содержания в
Библе, Сидоне, финикийских колониях в Испании и др.; карфагенские эпиграфич.
тексты называют пуническими. К финикийской Э. примыкают (с 9 в. до н. э.)
арамейские и др.-евр. тексты.


Др.-греч. надписи 11 в. до н. э., написанные
слоговым письмом, происходят преим. с Кипра. Надписи более позднего времени
(с 7 в. до н. э.) из материковой Греции, Юж. Италии и с о-вов Средиземного
моря многочисленны и разнообразны по содержанию: своды законов (см. Гортинские
законы),
декреты, междунар. договоры, списки должностных лиц и т. д.,
а также тексты историч. содержания. Лат. надписи (с 7 в. до н. э.) обнаружены
на всей терр. Рим. империи и за её пределами (Сев. Причерноморье, Кавказ,
Передняя Азия). Среди них есть обширные тексты: аграрные законы, муниципальный
закон Юлия Цезаря, т. н. "Завещание Августа", декреты и др. Особое место
принадлежит антич. керамич. Э. (клейма на сосудах) - важному источнику
по х-ву и торговле. Надписи обществ, орг-ций - источник по социальной структуре
антич. общества. К греколат. Э. примыкают нерасшифрованные надписи этрусков
и др. итал. племён, в языках к-рых эпиграфич. методами удалось выявить
ряд политич., религ. и социальных терминов, пополняющих данные об Этрурии,
её плем. составе и пантеоне.


Ср.-век. и поздние надписи на греч.
и лат. языках (Балканы, Зап. Европа) принадлежат к т. н. христ. Э. (надгробные
и церковно-строительные). Древние германцы оставили рунич. надписи (см.
Руны).
Надписи,
составленные сев.-араб. письмом и принадлежавшие различным народам, распространены
от берегов Атлантики до Тихого ок. (с 6 в.).


Для истории народов Кавказа большое
значение имеют арм. и груз, надписи, содержащие данные по политич. и культурной
истории. Тюркские рунич. надписи с 6 в. известны на терр. от Монголии до
Венгрии. В Юж. Сибири открыты орхоно-енисейские надписи
на стелах.


Первые слав, надписи (10 в.), исполненные
кириллицей, происходят из Македонии, Сербии, Хорватии и Чехии. Древнейшая
рус. надпись 10 в. обнаружена на корчаге в одном из гнёздовских курганов
(см. Гнёздовская надпись). Др.-рус. Э. с 11 в. представлена надписями
на камнях, стенах соборов (в т. ч. на Софийском соборе в Киеве), на церк.
утвари и др.


Эпиграфич. памятники народов Юго-Вост.
Азии и Центр. Америки относятся к кон. 1-го тыс. до н. э. - 2-му тыс. н.
э.


Осн. периодич. издания: "Нумизматика
и эпиграфика" (с 1960); "Эпиграфика Востока" (с 1947); "Supplementum epigraphicum
graecum" (Leiden, с 1923), "Annee epigraphique" (P., с 1888), "Epigraphia
Indica" (Calc. -Delhi, с 1888).


Лит.: Новосадский Н. И., Греческая
эпиграфика, 2 изд., М., 1915; М а л о в С. Е., Памятники древнетюркской
письменности, М.-Л., 1951; М е л и к и ш в или Г. А., Урартские клинообразные
надписи, Л., 1960; Рыбаков Б. А., Русские датированные надписи XI - XIV
вв., М., 1964; Федорова Е. В., Латинская эпи. графика, М., 1969; Тайны
древних письмен, М., 1976; Corpus inscriptionum semiticarum..., pt. 1-2,
4-5, P., 1881-1952; Labat R., Manuel d'epigraphie akkadienne, 4 ed., P.,
1963; Dessau H. (ed.), Inscriptiones la-tinae selectae, 2 ed., v. 1 - 3,
Berolini, 1954 - 1955; Pallottino M., Testimonia linguae etruscae, 2 ed.,
Firenze, 1968.

Л. А. Елъницкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я