ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА (греч.epigramma, букв.
- надпись), 1) в антич. поэзии короткое лирич. стихотворение произвольного
содержания, написанное элегическим дистихом', постепенно осваивалась
тематика эпиграмм посвятительных ("надписи" на предметах, посвящаемых богам),
сентенциозно дидактических, надгробных (см. Эпитафия), описательных,
любовных, застольных, сатирических. В греч. лит-ре расцветом Э. было творчество
эллинистич. поэтов 3 в. до н. э. - 1 в. н. э. (составившее ядро т. н. "Палатинской
антологии" в 16 кн.), в римской - сатирич. творчество Марциала (1
в. н. э.). Традиции антич. Э. продолжались в визант. лит-ре и в лат. лит-ре
ср. веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка ("Венецианские эпиграммы"
Гёте). 2) В новоевроп. поэзии короткое сатирич. стихотворение, обычно построенное
на контрасте постепенной экспозиции и заключит, "остроты" (пуанта). Э.
такого рода сложилась во франц. поэзии 16-17 вв. на основе мотивов марциаловской
традиции; время расцвета - 18 в. (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг,
Р. Берне, А. П. Сумароков). Параллельно развивается Э. нетрадиционная,
представляющая собой непосредств. отклик на злободневные события, часто
политические. У А. С. Пушкина, напр., существуют Э. как первого типа ("Движение",
"Любопытный"), так и второго (Э. на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина).
К сер. 19 в. Э. традиц. типа отмирает, а злободневная остаётся существовать
как бы на периферии лит-ры; в рус. поэзии 19 в. таковы эпиграммы Д. Д.
Минаева, в сов. поэзии - А. Архангельского, С. Васильева и др.


Тексты и лит.: Греческая эпиграмма,
под ред. Ф. А. Петровского, М., 1960; Русская эпиграмма второй половины
XVII - нач. XX в., Л., 1975. М. Л. Гаспаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я