ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС потрясение
мирового капиталистич. х-ва и один из его структурных кризисов, вызванный
увеличивавшимся дефицитом нефти в развитых капиталистич. странах в 1971-74.
Развивался как часть сырьевого кризиса и нашёл выражение в таких явлениях,
как нарастание неспособности развитых капиталистич. стран удовлетворить
свои потребности за счёт первичных энергоресурсов, добываемых в нац. границах,
коренная ломка колониальномонополистич. системы обеспечения их нефтью из
развивающихся стран, национализация иностр. нефтяных концессий и беспрецендентное
повышение самими развивающимися странами мировых рыночных цен на нефть
(почти в 5 раз за этот период, см. Сырьё), резкое ухудшение
в связи с этим состояния платёжных балансов развитых капиталистич. стран,
накопление у нефтедобывающих развивающихся стран огромных сумм долларов,
вырученных от продажи нефти. После 2-й мировой войны 1939-45 зависимость
развитых капиталистич. гос-в от ввоза нефти из стран "третьего мира", доля
к-рых в разведанных запасах нефти всего капиталистич. мира составляла 9/быстро росла. Жидкое топливо превратилось в гл. источник энергии в связи
с рядом технологии. преимуществ его перед каменным углём, а также политикой
Междунар. нефт. картеля, к-рый посредством низких цен на нефть повлиял
на вытеснение угля из баланса энергопотребления (см. Картель международный)
и
не стимулировал её разведку в развитых капиталистич. странах. В 50-60-е
гг. появилось серьёзное противоречие между балансом запасов и потреблением
первичных энергоресурсов в капиталистич. мире. По нек-рым оценкам структура
потенциальных топливных ресурсов характеризовалась след, данными: уголь-
93%, нефть, природный газ и др. ресурсы - 7% ; структура энергопотребления:
уголь - 23%, нефть, природный газ и др. виды топлива - 77%. В развитых
капиталистич. странах резко увеличился импорт дешёвых энергоресурсов, прежде
всего нефти из развивающихся гос-в, и замедлился, а в ряде случаев прекратился
рост произ-ва собств. энергоресурсов. За 1950-72 импорт сырой нефти в развитые
капиталистич. страны вырос в неск. раз, в т. ч. в страны Зап. Европы -
в 17 раз.


До нач. 70-х гг. в нефт. пром-сти капиталистич.
мира продолжал господствовать Междунар. нефт. картель, в к-ром доминирующие
позиции заняли нефт. монополии США. В 1972 на долю картеля приходилось
ок. 50% добычи нефти всех капиталистич. стран; он контролировал 85-90%
экспорта нефти из развивающихся стран. Свои огромные прибыли картель получал
за счёт разницы между монопольно-низкими закупочными ценами на нефть у
развивающихся стран - её экспортёров, и сравнительно высокими ценами на
нефтепродукты в странах-импортёрах. Встав на путь самостоят, развития,
нефтедобывающие страны в упорной борьбе начали ограничивать масштабы деятельности
иностр. капитала путём повышения налогов на концесс. компании, приобретения
доли участия в их капитале, создания гос. сектора в нефт. пром-сти, национализации
иностр. концессий. Для защиты своих нац. интересов и проведения согласованной
политики эти страны создали в 1960 Организацию стран-экспортёров нефти
(ОПЕК), а в 1968 - Организацию араб, стран-экспортёров нефти (ОАПЕК) (см.
Нефтяные
монополии).
К нач. 70-х гг. ОПЕК и ОАПЕК выросли в силу, противостоящую
нефт. картелю. Опираясь на рост нац.-освободит, движения, национализацию
нефт. компаний в ряде стран (Алжир, Ливия, Ирак), а также учитывая резкое
повышение спроса на энергетич. сырьё на мировом капиталистич. рынке в ходе
циклич. подъёма капиталистич. экономики в 1972-73, страны ОПЕК резко увеличили
нажим на нефт. монополии. Во время воен. действий на Бл. Востоке в окт.
1973 араб, страны ввели выборочное эмбарго на экспорт нефти в США и нек-рые
др. капиталистич. гос-ва. В этих условиях страны ОПЕК подняли цену на нефть
в 4 раза.


В условиях продолжающейся в капиталистическом
мире инфляции и сокращения доходов нефт. монополий в развивающихся странах
Междунар. нефт. картель искусственно придерживал поставки нефти импортёрам,
чтобы заставить пр-ва западно-европ. гос-в повысить цены на жидкое топливо.
Это вызвало перебои в снабжении нефтью, а в дальнейшем - её острую нехватку.
Картель сумел переложить повышение закупочных цен на потребителя и получил
крупные прибыли. Рост цен на нефть в 1973-74 послужил причиной образования
значит, дефицитов торг, и платёжных балансов развитых капиталистич. гос-в.
Усилилась межимпериалистич. борьба за обеспечение стабильных поставок нефти
из стран - членов ОПЕК. Вместе с тем зап. гос-ва приняли ряд мер, направленных
на ослабление их зависимости от импорта нефти путём расширения разработки
собств. природных ресурсов топлива (в первую очередь угля, а также нефти
в Сев. море и на Аляске), экономии нефти и увеличения её стратегии, запасов,
расширения исследований по освоению альтернативных источников получения
жидкого топлива (из угля, сланцев, битуминозных песчаников) и др. видов
энергии (солнечной, ядерной, геотермальной и др.). объединения усилий для
борьбы с ОПЕК, для её раскола. Действие этих факторов в сочетании с низкими
темпами восстановления капиталистич. экономики после кризиса 1974-75 помешало
ОПЕК противостоять инфляции и привело к фактич. снижению цен на нефть.


Одним из последствий Э. к. была национализация
почти всех концессий Междунар. нефт. картеля в странах ОПЕК (в 1972-77).
В результате этой меры, повышения цен на нефть и роста налогов на иностр.
компании доходы участников ОПЕК за 1972-74 выросли в 10 раз и достигли
100 млрд. долл. (в 1977- 130млрд. долл.). Страны Персидского зал. стали
получать осн. часть дифференциальной, а частично и монопольной ренты от
добычи и экспорта нефти и превратились в новый финанс. центр капиталистич.
мира, крупных экспортёров капитала - т. н. нефтедолларов, в основном в
Зап. Европу и США, источник помощи развивающимся странам. Под влиянием
действий стран ОПЕК во многих развивающихся странах были национализированы
иностранные кондессии и созданы межнац. ассоциации экспортёров различных
видов сырья. При поддержке социалистич. гос-в развивающиеся страны выступили
с программой "нового междунар. экономич. порядка", к-рая содержит в качестве
основных требования перестройки существующей структуры и механизма междунар.
капиталистич. разделения труда; перехода к широкому международному сотрудничеству
в разрешении мировых экономических проблем на началах равенства и справедливости
с учётом особых нужд развивающихся, в т. ч. наименее развитых, гос-в; признания
полного суверенитета каждой страны в использовании её природных ресурсов
и развитии нац. экономики; полной компенсации народам развивающихся стран
за расхищение их природных ресурсов имлериалистич. гос-вами.


Э. к. свидетельствует о неспособности
капитализма преодолеть антагонистич. противоречия социально-экономич. развития
и научно-технич. революции, о кризисе междунар. разделения труда между
империалистич. и развивающимися странами, сохранившегося от периода колониализма,
об обострении конкуренции между мощными междунар. монополиями и о нарастании
борьбы развивающихся стран за свою политич. и экономич. самостоятельность.


Лит.: Энергетический кризис
в капиталистическом мире, под ред. Е. М. Примакова, М., 1975; Углубление
общего кризиса капитализма, под ред. Н. Н. Иноземцева, М., 1976, гл. 9.
Р.
Н. Андреасян.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я