ЭНГР

ЭНГР (Ingres), Жан Огюст Доминик
(29.8.1780, Монтобан,- 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик
и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился также игре на скрипке. В
юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театр, оркестре
в Тулузе, выступал как солист. В 1806-24 жил и работал в Италии, изучая
иск-во Возрождения, в особенности Рафаэля, в Риме. В 1834-41 был
директором Французской академии. Создавал картины на литературные, историч.
и религ. сюжеты ("Юпитер и Фетида", 1811, Музей Гране, Экс; "Обет Людовика
XIII", 1824, собор в Монтобане; "Эдип и сфинкс", 1827, "Апофеоз Гомера",
1827, "Турецкая баня", 1862-63 - все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся
точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологич. характеристики
("Мадам Девосе", 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства
Ривьер, 1805, "Л. Ф. Бертен", 1832, илл. см. т. 20, табл. X, с. 400-401:
все Лувр, Париж; "Мадам Муатесье", 1851, Нац. гал., Вашингтон), изображение
обнажённой натуры ("Большая купальщица", 1808, "Большая одалиска", 1814
- обе Лувр, Париж; портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и др. музыкантов).
Многие, особенно ранние, работы Э. отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью
ясного, светлого колорита, но гл. роль в творчестве Э. играл точный, гибкий,
пластически-выразительный линейный рисунок. Э.- автор ряда блестящих карандашных
портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане). Классицистич.
тенденции творчества Э. оказали большое влияние на развитие академизма
во
франц. иск-ве. Э. занимался вопросами муз. образования, вокальной педагогики.


Илл. см. на вклейках - к стр. 192 и
табл. XVII (стр. 352-353).


С оч.: Ectits stir I'art, P., 1947.


Лит : Энгр об искусстве, сост.
А. Н. Изер-" пша. М., 1S62; Березина R., Жан-Опост-i Доминик Энгр, М..
1977: Del a horde A., Ingres, sa vie, ses travaux, sa doctrine, P., 1870;
P а с h W., Ingres, N. Y., 197?..




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я