ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат.
emoveo - потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на
воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия
или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые
проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредств.
переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных
механизмов внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных
на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).


Э. возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи к-рого живые существа определяют биол. значимость
состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. - т. н.
эмоциональный тон ощущений - врождённые гедонич. переживания (от греч.
hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия
(напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются
на два полярных класса. П оложительные Э., вызываемые полезными воздействиями,
побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют
активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э.
в онтогенезе связано с тем, что определённые объекты и ситуации, предшествовавшие
непосредственно возникновению Э., приобретают способность вызывать их (формируются
предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях,
когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты
-
особый вид Э., отличающихся большой силой, бурным протеканием, выраженными
вегетативными симптомами (напр., страх, ярость). Обладая свойствами доминанты,
аффект тормозит др. психич. процессы и "навязывает" определённый закрепившийся
в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций (напр., бегство, агрессию),
к-рый оправдывает себя лишь в типичных биол. условиях. Т. о., посредством
как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой
опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (напр., избегание
опасности, продолжение рода), целесообразность к-рых остаётся для него
скрытой. Уровень необходимой для этих действий энергетич. мобилизации (активации)
организма обеспечивается спец. физиол. процессами, возникающими при определённом
эмоциональном состоянии. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта.
Осуществляя функцию положит, и отрицат. подкрепления, Э. способствуют научению
полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Развитие Э.
в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на
новые социально значимые явления. Формирование Э. человека - важнейшее
условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных
отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные
мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие ситуативных Э. человека
объясняется сложностью отношений между предметами, потребностями субъекта
и деятельностью по их удовлетворению. Высший продукт развития Э. человека
- чувства, к-рые возникают в онтогенезе как результат обобщения
конкретных ситуативных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям
и выражают отношение человека к обществ, явлениям, др. людям, самому себе
(нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью,
независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации.
Личности свойственна иерархич. система чувств; содержание доминирующих
чувств определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее
чувство наз. страстью. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами
эмоциональной жизни человека, от к-рых зависит возникновение и содержание
ситуативных Э. (напр., чувством любви обусловлена гордость любимым человеком,
ненависть к его врагам, огорчение из-за его неудач, ревность). События,
влияющие на жизнеощущения человека, могут вызывать более длительные изменения
общего эмоционального фона - т. н. настроения (причиной настроения
могут быть и патологич. процессы в организме). Э. влияют на содержание
и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. различаются
степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще
всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах
также и др. психических заболеваний.


Э. возникают на основе физиол. процессов,
происходящих в мозге и организме в целом, как результат интегрированных
корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного
и приобретённого опыта. В реализации Э. участвуют структуры мозга различных
уровней, включая новую кору, лимбическую систему (гиппокамп, миндалина,
гипоталамус).
Т.
о., лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией
ствола
мозга составляют центральный нервный субстрат Э. Субъективное ощущение
возникает как следствие возбуждения этой системы. Любые повреждения мозга,
изменяющие интеграцию возбуждения, приводят к нарушению эмоциональной реактивности
и прежде всего способности человека и животных адекватно оценивать результаты
совершённой деятельности. Э., как одно из средств передачи информации о
состоянии индивида, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и
звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника,
мочевого пузыря, желез внутр. секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов
и т. д. (см. Выразительные движения). Одни реакции, напр, движение,
дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное
давление, сердцебиение) в обычных условиях произвольно не контролируются.
В т. н. конфликтных ситуациях Э. животных и человека могут перейти в эмоциональные
стрессы,
при
к-рых эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную
нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться
на периферич. процессы (особенно на непроизвольные). Это может привести
к изменению функций различных внутренних органов и развитию неврозов, ишемической
болезни сердца, гипертонич. болезни, язвенной болезни желудка, экземы и
т. д. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит
от его индивидуальных (типологических) особенностей (см. Типы нервной
системы),
решающее значение в формировании Э. принадлежит правильному
воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир Э., отражающий
разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески
активную, гармонично развитую личность.


Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций
у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И. П., Полное собрание
сочине-i ний, 2 изд., т. 3, кн. 2, М.- Л., 1951; Анохин П. К., Психическая
форма отражения действительности, в кн.: Ленинская теория отражения и современность,
София, 1969; Симонов П. В., Теория отражения и психофизиология эмоций,
М., 1970; Л е о нч тьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971;
Дерябин В. С., Чувства, влечения, эмоции, Л., 1974: J p u n g P. Т., Emotion
in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 1973; Emotions,
ed. L. Levi, N. Y., 1975.

А. Н. Леонтъев, К. В. Судаков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я