ЭЛЬ ГРЕКО

ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco; собств. Т е
о т ок о п у л и, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит,-7.4.1614, Толедо),
испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому,
на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его
творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана.
С
1570 работал в Риме. Испытал воздействия маньеризма, Микеланджело,
а
также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано,
Тинторетто).



Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании,
куда он переехал ок. 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник
поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религ. поэзии
исп. мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном
живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы
и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремит, изменения масштабов
фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине ("Мученичество
св. Маврикия", 1580- 1582, Эскориал; "Погребение графа Ор-гаса", 1586-88,
церковь Санто-Томе, Толедо; "Св. Семейство", ок. 1590-95, Музей искусств,
Кливленд). Но ведущее значение в этих произв. получает колорит, основанный
на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов,
то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.


Острая эмоциональность образного строя
характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологич.
выразительностью ("Инквизитор Ниньо де Гевара", илл. см. т. 10, табл. XXXVI,
стр. 560-561).


Черты ирреальности нарастают в поздних
произв. Э. Г. ("Снятие пятой печати", Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Лаокоон",
Нац. гал. иск-ва, Вашингтон; оба - 1610-14), где фигуры напоминают языки
пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким
трагизмом овеян "Вид Толедо" (1610-14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).


Проникнутое острым субъективизмом и вместе
с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматич. порывам человеческого
духа, творчество Э. Г. в 17- 19 вв. было забыто и заново открыто лишь в
нач. 20 в.


Илл. см. также на вклейках - к стр. 145
и табл. IX (стр. 272-273).


Лит.: Валлантен А., Эль Греко (Доменико
Теотокопули), [пер. с франц.], М., 1962; Каптерева Т. П., Эль Греко, М.,
1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Эль Греко, в сб.: Сообщения Музея
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; W е t h е у
Н. Е., El Greco and his school, v. 1 - 2, Princeton, 1962; Cos-sio М. В.,
El Greco, Barcelona, 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я