ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИЗМ этап в истории стран Вост.
Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 до
н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением
Египта. Термин "Э." введён в историографию в 30-х гг. 19 в. нем. историком
И. Г. Дройзеном. Историки разных направлений трактуют его по-разному.
Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преим.
вост., культур, расширяя иногда хронологич. рамки этапа Э. до начала средневековья.
Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур,
подчёркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономич. отношения.
В сов. историографии (С. И. Ковалёв, А. Б. Ранович, К. К. Зельин и др.)
Э. трактуется как конкретно-историч. этап в истории Вост. Средиземноморья,
характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономич.
отношениях, политич. организации и культурном развитии в кон. 4-1 вв. до
н. э.


Возникновение эллинистических гос-в (борьба
диадохов)
(кон.
4 - нач. Звв. дон. э.). К 323 (году смерти Александра Македонского) его
держава охватывала Балканский п-ов, о-ва Эгейского м., Египет, Переднюю
Азию, южные р-ны Ср. Азии, часть Центр. Азии, вплоть до ниж. течения Инда
(см. карту к ст. Александр Македонский).
Важнейшей политич. силой
державы Александра была армия, к-рая и определила форму гос. устройства
после его смерти. В результате непродолжительной борьбы между пехотой и
гетайрами (отборной конницей) было достигнуто соглашение, по к-рому держава
сохранялась как единое целое, а наследниками были провозглашены Арридей,
побочный сын Филиппа II и ожидавшийся женой Александра Роксаной
ребёнок. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян,
занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности; регентом
при слабоумном Филиппе III (Арридее) и Александре IV (сыне Роксаны) фактически
стал Пердикка, управление Грецией и Македонией было оставлено за
Антипатром
и
Кратером, Фракия была передана Лисимаху.
В М. Азии самое влиятельное
положение занимал Антигон (Антигон I Одноглазый, см. в ст. Антшониды)
-
сатрап Фригии, Ликии и Памфилии. Египет был передан в управление
Птолемею Лагу (Птолемей I Сотер, см. в ст. Птолемеи).
Важные командные
посты заняли Селевк (Селевк I Никатор) и Кассандр
(сын Антипатра).
Пердикка пытался упрочить своё единовластие с помощью армии. Его выступления
против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы
диадохов. Поход Пердикки в Египет (321) оказался малоуспешным и вызвал
недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. После
гибели Кратера в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом
произошло в Трипарадейсе (Сирия) новое распределение должностей и сатрапий
(321). Регентом стал Антипатр, к нему вскоре была перевезена царская семья.
Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли
царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война
с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью
вытеснил Евмена из М. Азии. В 319 умер Антипатр, передав свои полномочия
Полиперхонту - одному из старых и преданных макед. династии полководцев.
Против него выступил Кассандр, пользовавшийся поддержкой Антигона. Война
диадохов возобновилась с новой силой. Важнейшим театром воен. действий
стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандрой
были втянуты и царский дом, и макед. знать, и греч. полисы. В результате
царская династия окончательно утратила своё значение. Филипп III, его жена
Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксана с сыном
оказались в руках Кассандра, к-рому удалось подчинить своей власти Македонию
и большую часть Греции. Борьба между Евменом и Антигоном переместилась
в Перейду и Сузиану; в нач. 316 Евмен был разбит и Антигон стал самым могущественным
из диадохов. Это заставило Птолемея, Селевка и Кассандра заключить союз
про-тив Антигона, к ним примкнул и Лисимах. Ожесточённые сражения проходили
на море и на суше в пределах Сирии, Финикии, Вавилонии, М. Азии и особенно
в Греции. Война шла с переменным успехом и завершилась в 311 заключением
мира, по к-рому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители.
Новые войны диадохов начались в 307. К этому времени исчезла последняя
формальная связь между частями быв. державы Александра: Роксана и Александр
IV были убиты по распоряжению Кассандра. Воен. действия в Греции начал
Антигон, очевидно, с целью завладеть Македонией и макед. престолом. Его
сыну Деметрию удалось изгнать макед. гарнизоны из Мегары и Афин и сместить
ставленника Кассандра. В 306 Деметрий разбил флот Птолемея возле Саламина
на Кипре. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию
(Деметрий I Полиоркет) царские титулы. Др. диадохи также провозгласили
себя царями. В решающем сражении при Ипсе в 301 Лисимах, Селевк I и Кассандр
нанесли полное поражение войску Антигона I, к-рый погиб в этом бою. Деметрий
с остатками войска отступил к Эфесу, в его распоряжении оставался ещё сильный
флот и нек-рые города М. Азии, Греции и Финикии. Владения Антигона I были
поделены гл. обр. между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились
осн. границы крупнейших эллинистич. гос-в:
Птолемеев,


Селевкидов, Вифинии и
Понтийского
царства.



Дальнейшая борьба диадохов развёртывалась
в основном на терр. Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась
борьба за макед. престол между Деметрием I, Пирром - царём Эпира,
сыновьями Кассандра и Лисимахом. Победителем вышел Деметрий I, но уже в
287-286 Лисимах в союзе с Пирром вытеснил его из Македонии и подчинил её.
В 283 умер Деметрий I, взятый в плен Сеяевком I. В 281 погиб Лисимах, разбитый
Селевком, его гос-во распалось. В 281 (или 280) был убит Селевк I. Царём
Македонии с 283 был сын Деметрия - Антигон II Гонат, положивший начало
новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.


Расцвет эллинизма (3 - нач. 2 в в. д о
н. э.). Военные столкновения на протяжении 3 в. не прекращались, но носили
более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали
соперничать в Сирии, Финикии и М. Азии (т. н. Сирийские войны). Птолемеи,
владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском
м. и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались
на упорное сопротивление греческих полисов. От царства Селевкидов в 283
отпал Пергам, в 260 стала независимой Каппадокия. Ок. сер. 3 в.
отпали сев.-вост. сатрапии и образовались независимые Парфянское царство
и
Греко-Бактрийское
царство.



Наиболее характерной чертой экономического
развития эллинистич. общества был рост товарного произ-ва и торговли. Возникли
новые крупные торг, и ремесл. центры - Александрия в Египте, Антиохия на
Оронте, Селевкия на Тигре и др., ремесл. произ-во к-рых в значит, мере
было ориентировано на внеш. рынок. В приморских р-нах М. Азии и Сирии создавались
новые полисы, к-рые были и стратегич. пунктами, и административными, и
экономич. центрами. Установились регулярные мор. связи между Египтом, Сирией,
М. Азией, Грецией и Македонией; были налажены торг, пути по Красному м.,
Персидскому зал. и дальше в Индию. Установились торг, связи Египта с Причерноморьем,
Карфагеном и Римом. Расширились ден. обращение и ден. операции, чему способствовала
перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах
персидских царей и храмов. Возникшие на В. полисы, привлекали ремесленников,
торговцев и людей др. профессий.


Полувековой период борьбы между диадохами
был по существу периодом становления нового эллинистич. общества со сложной
социальной структурой и новым типом гос-ва. Сложившиеся эллинистич. монархии
сочетали в себе элементы вост. деспотии (монархич. форма власти, постоянная
армия и централизованный адм. аппарат) с элементами полисного устройства.
Характерные для полисов зем. отношения - частная собственность граждан
и собственность города на неподелённые участки - осложнялись тем, что к
городам приписывались сел. территории с местными деревнями. Население этих
терр. не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками,
уплачивая подати городу или частным лицам, к-рые получили эти земли от
царя, а потом приписали их к городу. На территории, не приписанной к городам,
вся земля считалась царской. По данным егип. папирусов, она делилась на
две категории: собственно царскую и ч уступленные" земли, к к-рым относились
храмовые, переданные царём в "дарение" своим приближённым и предоставляемые
небольшими участками (клерами) воинам-клерухам (см. Клерухии) или
катэ-кам. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители
к-рых продолжали владеть своими наследств, наделами, уплачивая подати или
налоги. Сложность зем. отношений обусловила многослойность социальной структуры
эллинистич. гос-в. Царский дом с его придворным штатом, высшая воен. и
гражд. администрация, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли
верх. слой. Более многочисленным был средний слой - торговцы и ремесленники,
персонал царской администрации, откупщики, клерухи и катэки, местное жречество,
учителя, врачи и др. К низшим слоям принадлежало неимущее местное население
(лаой): зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя,
знати, городов, работники царских мастерских (в монополизированных царём
отраслях ремесла). Они считались лично свободными, но были прикреплены
к месту своего жительства, к той или иной мастерской или профессии. Ниже
их на социальной лестнице стояли рабы.


Войны диадохов, распространение полисного
строя дали сильный толчок развитию рабовладельч. отношений в их классич.
антич. форме при сохранении и более примитивных форм рабства (долж-ничества,
самопродажи и т. п.). Но в с. х-ве (особенно на царских землях) рабский
труд не смог в сколько-нибудь заметных масштабах оттеснить труд местного
населения, эксплуатация к-рого была не менее выгодной.


Иной тип социального развития имел место
в Греции и Македонии. Присоединение к Македонии не давало греч. полисам
существ, экономич. преимуществ. В то же время вековые традиции независимости
в греч. полисах были особенно сильны. Поэтому экспансия Македонии встречала
упорное сопротивление прежде всего демократич. слоев, т. к. введение макед.
гарнизонов сопровождалось обычно установлением олигархич. режимов и ухудшением
положения демоса. Поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать
свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации
(Это-лийский союз, в к-рый к кон. 3 в. входили почти вся центр. Греция,
Элида и Мессения, а также нек-рые о-ва Эгейского м.;
Ахейский союз,
возник
в 284, к 230 союз насчитывал ок. 60 полисов и охватывал значит, часть Пелопоннеса).
Олигархич. руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения
в Спарте (реформы Агиса
IV и Клеомена III), обратилось за
помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221)
объединённые силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в
Спарту был введён макед. гарнизон. Обострение социальной борьбы заставило
знать греч. полисов искать помощи у Македонии. Последние годы 3 в. были
периодом наибольшего политич. и экономич. усиления


Македонии. Воспользовавшись внутр. осложнениями
в Египте, макед. царь Филипп V в союзе с селевкидским царём Антиохом III
разделили владения Птолемеев вне Египта: к Македонии отошли все принадлежавшие
Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в М. Азии и по побережью Эгейского
м.; Антиох III после победы при Панионе (200) овладел Финикией и Сирией.
Используя лозунг свободы греч. полисов, Рим, подчинивший к 200 всё Зап.
Средиземноморье, привлёк на свою сторону Этолийский (199) и Ахейский (198)
союзы и прежде всего имущие слои, которые видели в римлянах силу, способную
обеспечить их интересы. Войны Македонии с Римом завершились заключением
мира (197), по к-рому Македония лишилась всех владений в М. Азии, Эгейском
м. и Греции.


Внутр. осложнения в Египте (волнения войск
в 216, восстание местных династов в 206 в Фиваиде, придворные смуты) и
поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста
политич. могущества царства Селевкидов. Приблизительно в 212- 205 Антиох
III совершил вост. поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию
и Бактрию признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 на терр.
Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III у Магнесии
на Сипиле (190), в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих
владений в Европе и М. Азии (к С. от Тавра). После этого от Селевкидов
отпали Парфия и Бактрия, отделились находившиеся в зависимости от Селевкидов
Великая Армения и Софена.


Победа римлян коренным образом изменила
политич. ситуацию: ни одно из эллинистич. гос-в не могло более претендовать
на гегемонию в Вост. Средиземноморье, возросло значение мелких гос-в: Вифинии,
Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.


Упадок и подчинение Риму (2 - кон. 1 вв.
дон. э.). Объединение Западного Средиземноморья под властью Рима внесло
существенные изменения в традиц. торг, связи Греции с Сицилией и др. греч.
колониями на 3. и в упрочившиеся в 3 в. связи Египта и Сирии с Сев. Африкой
и Италией. Начался процесс перемещения торг, путей и экономич. центров.
Воен. и экономич. экспансия римлян сопровождалась интенсивным развитием
рабовладельч. отношений в Италии и завоёванных областях: происходило массовое
порабощение населения, расширялись торговля рабами и сфера применения рабского
труда. Эти явления находили отражение во внутр. жизни эллинистич. гос-в.
Обострялась борьба в верхах: между слоями преим. городской знати (заинтересованной
в более тесных связях с рим. миром и в расширении рабовладения) и знатью,
связанной с царским адм. аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт
традиц. форм эксплуатации с. х-ва. Эта борьба выливалась в дворцовые перевороты,
династич. распри, гор. восстания. Усилилось движение нар. масс против налогового
гнёта, злоупотреблений гос. аппарата, ростовщичества и порабощения, перераставшее
иногда в своего рода гражд. войны, истощавшие экономику и воен. силы гос-в,
снижавшие их сопротивление рим. агрессии. Немалую роль играла рим. дипломатия,
всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистич. гос-вами
и династич. борьбу.


Несмотря на попытки макед. царя Персея
привлечь на свою сторону греч. полисы для совместной борьбы против Рима,
к нему присоединились только Эпир и Иллирия. В результате макед. армия
была разбита римлянами при Пидне (168), после чего Македония была разделена
на 4 изолированных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов
и продали в рабство более 150 тыс. жителей, в Греции произвели пересмотр
границ полисов. Вспыхнувшие в Македонии в 149-148 и в Ахейском союзе в
146 восстания были жестоко подавлены римлянами, после чего Македония была
превращена в рим. провинцию, союзы греч. полисов распущены, всюду установлены
олигархия, режимы. Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на
гос-ва М. Азии. Рим. торговцы и ростовщики, проникая в экономику гос-в
М. Азии, всё более подчиняли их внеш. и внутр. политику интересам Рима.
В 133 Пергам (в соответствии с завещанием Аттала III) перешёл под власть
Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника
(132-129) римлянам удалось превратить его в рим. провинцию. Очагом сопротивления
рим. агрессии в М. Азии стало Понтийское царство, к-рое в нач. 1 в. при
Митридате VI Евпаторе стало крупным roc-вом, подчинив почти всё побережье
Чёрного м. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского
царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось
от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в
168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство
Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации,
проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167-160), переросшие
в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились
и в вост. сатрапиях, к-рые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII
Сидета (139/138- 129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею
и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью.
От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В нач. 1 в. самостоятельными
стали области Коммагена (в М. Азии) и Иудея. Терр. гос-ва Селевкидов сократилась
до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64
царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея
также была присоединена к Риму.


В Египте после походов Антиоха IV вновь
начались нар. движения и одновременно острая династич. борьба, перешедшая
в настоящую внутр. войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески
содействовали внешнеполитич. ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена
Киренаика, в 58 - Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь
гражд. война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. было
завоёвано это последнее эллинистич. гос-во. Эллинистич. мир как политич.
система был поглощён Рим. империей, но элементы социально-экономич. структуры
и культурные традиции, сложившиеся в эллинистич. эпоху, оказали огромное
воздействие на дальнейшее развитие Вост. Средиземноморья и в значит, мере
определили его специфику (см. Эллинистическая культура).


Лит.: Блаватская Т. В., Голубц о
в а Е. С., Павловская А. И., Рабство в эллинистических государствах в III
- I вв. до н. э., М., 1969; Ж е б е л е в С. А., Из истории Афин, 229 -
31 годы до Р. Хр , СПБ, 1898; 3 е л ь и н К. К., Исследования по истории
земельных отношений в эллинистическом Египте II - I вв. до н. э., М., 1960;
3 е л ь и н К. К., Трофимова М. К., Формы зависимости в Восточном Средиземноморье
эллинистического периода, М., 1969; Ковалев С. И., История античного общества.
Эллинизм. Рим, Л., 1936; Р а н о Б и ч А. Б., Эллинизм и его историческая
роль, М.- Л., 1950; П и к у с Н. Н., Царские земледельцы (непосредственные
производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э., М., 1972; Свенцицкая
И. С., Социально-экономические особенности эллинистических государств,
М., 1963; Хвостов М. М., История восточной торговли греко-римского Египта,
Казань, 1907; его ж е, Текстильная промышленность в греко-римском
Египте, Казань, 1914; Ш о ф м а н А. С., История античной Македонии, ч.
2, Казань, 1963; Д р о йз е а И. Г., История эллинизма, пер. с нем.,
т. 1 - 3, М., 1890-93; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ.,
М., 1949; В е v a n E., A history of Egypt under the Ptolemaic dynasty,
L., 1927; Bikerman E., Institutions des Seleucides, P., 1938; С а г у М.,
A history of the Greek world from 323 to 146 B. C., L.- N. Y., 1965; С
о h e n R., La Grece et 1'hellenisation du monde antique, nouv. ed., P.,
1948; D a s с a 1 a-k i s A p., The hellenism of the ancient Macedonians.
Thessalonike, 1965; К a e r s t J., Geschichte des Hellenismus, Bd 1 -
2, Lpz., 1926 - 27; Petit P., La civilisation hellenistique, P., 1965;
Rostovtzeff M., The social and economic history of the Hellenistic world,
t. 1 - 3, Oxf., 1941; To у n b e e A., Hellenism. The history of a civilization,
N. Y.- L., 1959; Will E., Histoire politique du monde hellenistique (323
- 30 av. J. C.), v. 1 - 2, Nancy, 196G-67.

А. И. Павловская.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, термин,
имеющий два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма
и
типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих
(эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению
хронологич. и географич. рамок вплоть до включения в понятие "Э. к." всей
культуры антич. мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до
н. э.) до падения Рим. империи (5 в. н. э.). При этом не принимаются во
внимание качественные изменения в идеологии и культуре, возникшие после
рим. завоевания и особенно в период кризиса и упадка антич. рабовладельч.
общества.


Сложившаяся на всей терр. эллинистич. мира
культура не была единообразной. В каждой области она формировалась путём
взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры
с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами-греками и негреками.
Формы синтеза определялись воздействием мн. конкретных обстоятельств: численным
соотношением различных этнич. групп (местных и пришлых), уровнем их экономики
и культуры, социальной организацией, политич. обстановкой и т. д. Даже
при сопоставлении крупных эллинистич. городов (Александрии, Антиохии на
Оронте, Пергама и т. д.), где греко-макед. население играло ведущую роль,
отчётливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной
жизни; ещё яснее проступают они во внутр. областях эллинистич. гос-в (напр.,
в Фиваиде, Вавилонии, Фракии). И, однако, всем местным вариантам Э. к.
свойственны нек-рые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными
тенденциями социально-экономич. и политич. развития общества на всей терр.
эллинистич. мира, с другой - обязательным участием в синтезе элементов
греч. культуры. Образование эллинистич. монархий в сочетании с полисной
структурой городов способствовало возникновению новых правовых отношений,
нового социально-психологич. облика человека и общества, нового содержания
его идеологии. Напряжённая политич. обстановка, непрерывные воен. конфликты
между гос-вами и социальные движения внутри них также наложили существенный
отпечаток на Э. к. В Э. к. более выпукло, чем в классич. греческой, выступают
различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев
общества и гор. и сел. бедноты, в среде к-рой устойчивее сохранялись местные
традиции.


Религия и мифология. Наиболее характерной
чертой эллинистич. религии и мифологии является синкретизм, в к-ром восточное
наследие играло огромную роль. Боги греч. пантеона отождествлялись с древними
вост. божествами, наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания божеств,
мистерии
приобретали
более оргиастич. характер. При сохранении местных различий в пантеоне и
формах культа постепенно получили всё более широкое распространение нек-рые
универсальные божества, объединявшие в себе сходные функции наиболее почитаемых
божеств разных народов. Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста
(высочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, егип.
Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и др. Его многочисл. эпитеты
- Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (солнце) и др.- свидетельствуют
о необычайном расширении его функций. С культом Зевса по распространённости
соперничал культ Диониса с мистериями, сближавшими его с культами
егип. бога Осириса, малоазийских богов Сабазия и Адониса. Из женских
божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала егип. Исида,
воплотившая
черты мн. греч. и азиат, богинь. Специфич. порождением эллинистич. эпохи
был культ Сераписа-
божества, к-рое обязано своим появлением религ.
политике Птолемеев,
стремившихся слить воедино привычный для греков
антропоморфный облик Зевса-Посейдона с функциями егип. зооморфных божеств
Осириса и Аписа. Сложившиеся на В. синкретич. культы проникли в полисы
М. Азии, Греции и Македонии, а затем и в Зап. Средиземноморье. Нек-рые
вост. культы почти в неизменённой форме воспринимались греками. До уровня
главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе. Эллинистич. цари,
используя вост. традиции, усиленно насаждали царский культ. Философия.
В эпоху эллинизма продолжают свою деятельность
Академия платоновская,
аристотелевский
Ликей (перипатетическая школа), киники
и
киренская -школа. В
то же время возникают три новые фил ос. школы, оспаривающие друг у друга
влияние на эллинистич. мир:
скептицизм, эпикуреизм
и
стоицизм.
Объединяет
их общая сосредоточенность на вопросах умонастроения и поведения индивида,
достижения им внутр. независимости от окружающего мира и связанное с этим
вытеснение онтоло-гич. проблематики этической. Школа скептиков, осн. в
последней четв. 4 в. до н. э. Пирроном,
призывала к достижению невозмутимости
духа на пути отказа от поисков невозможного, по их мнению, объективного
знания, воздержания от суждений и следования разумной вероятности, традициям
и обычаям. В дальнейшем скептицизм сливается с Платоновской академией (т.
н. 2-я и 3-я Академии, основанные Аркесилаем и Карнеадом), а в 1
в. до н. э. развивается Энесидемом.
Эпикур,
создавший своё учение
на основе атомистич. учения Демокрита и этики киренаиков, начал преподавать
в 309 до н. э., проповедуя достижение счастья и духовного блаженства (безмятежность
и спокойствие души) через умеренность в чувств, удовольствиях, самообладание
и т. п. Школа Эпикура, существовавшая до сер. 4 в. н. э., оказывала значит,
воздействие на мировоззрение эллинистич. эпохи. Деятельность основателей
стоицизма - Зенона из Китиона, Клеанфа и Хрисиппа - протекала в
3-2 вв. до н. э. Возрождая концепции досократовской философии (прежде всего
Гераклита), стоики представляли космос разумным огненным дыханием, дробящимся
на многообразие логосов, одним из к-рых является человек; непоколебимость
духа усматривается в полном подчинении космич. разуму, для чего необходимы
бесстрастие и добродетельность.


С сер. 2 в. до н. э начинается процесс
сакрализации, сближения философии с религ.-мифологич. традициями Греции
и Востока. Философия становится на путь эклектич. объединения различных
систем. Центр, фигурой этого процесса является Посидоний, синтезировавший
пифагорейско-платонич. и стоич. философию в детально разработанную и обширную
систему платонич. стоицизма, оказавшую огромное влияние на антич. философию
вплоть до Плотина.


Естественнонаучные взгляды. Крупнейшим
науч. центром эллинистического мира была Александрия с Александрийским
мусейоном
и Александрийской библиотекой, где работали выдающиеся
учёные Средиземноморья. Значит, развития достигло в Александрии изготовление
книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными
центрами эллинистич. науки были Пергам, Антиохия на Оронте, о. Родос. Большинство
учёных, деятельность к-рых протекала в этих центрах, были греками. Греч.
яз. стал междунар. науч. языком той эпохи.


Высшие достижения математики и астрономии,
особенно расцветших в Александрии в 3-2 вв. до н. э., связаны с именами
Евклида,
Архимеда, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского, Гиппарха
из Никеи.
В трудах этих учёных эллинистич. наука подошла к ряду проблем: дифференц.
и интегральное исчисление, теория конич. сечений, гелиоцентрич. система
мира и т. д., нашедших дальнейшее развитие лишь в новое время. Из математиков,
работавших в Александрии, известны также Никомед,
Диокл, Зенодор
(труд "Об изопериметрических фигурах") и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых
"Начал" и трактата <О многоугольных числах". Селевк из Селевкии (2 в.
до н. э.) выступал как последователь гелиоцентрич. системы Аристарха, установил
зависимость мор. приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретич.
механики были связаны прежде всего с работами Архимеда; известность приобрёл
также псевдоаристотелевский трактат "Механические проблемы". Развитию прикладной
механики содействовали многочисл. изобретения Ктеспбия. Достижения прикладной
механики были подытожены в трудах Герона
Александрийского.


Походы Александра Македонского стимулировали
расширение г е о г р аф и ч. знаний. Ученик Аристотеля Дикеарх ок. 300
до н. э. составил карту всей известной тогда ойкумены и попытался
определить размеры земного шара; его результаты были уточнены
Эратосфеном
из
Кирены, плодотворно работавшим в самых различных областях знаний. Посидоний
с о. Родос написал помимо филос. соч. ряд работ по географии, астрономии,
метеорологии и др. Труд Страбона "География" (в 17 кн.) обобщил
географич. знания эпохи.


Накопленные знания в области ботаники были
систематизированы Теофрастом. Большой интерес был достигнут в области
анатомии человека и в медицине. Деятельность Герофила из Халкедона и Эрасистрата
была
этапом на пути к созданию науч. анатомии. Под влиянием этих; учёных на
рубеже 3 и 2 вв. до н. э. возникла школа врачей-эмпириков (Филин Косский,
Серапион Александрийский и др.), признававшая опыт в качестве единственного
источника мед. знаний.


Историческая наука. Сюжетами ист. сочинений
обычно служили события недавнего прошлого и современные авторам. На выбор
темы и освещение событий историками, несомненно, влияли политич. борьба,
политич. и филос. теории совр. им эпохи. В ист. сочинениях обсуждались
вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме
гос-ва, возникающей из смешения; демократии, аристократии и монархии, о
слиянии истории отд. стран во всемирную историю и т. п. По своей форме
произведения мн. историков находились на грани художеств, лит-ры: изложение
событий искусно драматизировалось, использовались риторич. приёмы, эмоционально
воздействовавшие на широкую аудиторию. В таком стиле писали историю Александра
Македонского Каллисфен (кон. 4 в.) и Клитарх Александрийский (не ранее
280-270), историю греков. Зап. Средиземноморья - Тимей из Тавромения (вскоре
после 264), историю Греции с 280 по 219 - Филарх Афинский. Другое направление
историографии придерживалось более строгого и сухого изложения фактов (не
исключавшего тенденциозности), напр.: история походов. Александра, написанная
Птолемеем 1 после 301; история периода борьбы диадохов, написанная Иеронимом
из Кардшг (не ранее 272), и др. Крупнейшим историком 2 в. был
Полибий,
автор
всемирной истории от 220 до 146. Вслед за Полибием в 1 в. всемирную историю
писали Посидоний из Апамеи, Николай Дамасский,. Агатархид
Книдский, Диодор Сицилийский. Продолжала разрабатываться история
отд. гос-в, изучались хроники и декреты греч. полисов, возрос интерес к
истории вост. стран. Уже в нач. 3 в. появились труды на греч. яз. местных
жрецов-учёных: Манефона (история фараоневского Египта), Бероса (история
Вавилонии), Аполлодора из Артемиты (история парфян); ист. соч. на местных
языках (напр., Книги Маккавеев о восстании жителей Иудеи против Селевкидов).


Литература. Важнейшей чертой художеств,
лит-ры эпохи эллинизма было сужение её социального горизонта по сравнению
с предшеств. (т. н. полисным) периодом греч. истории. Публичный характер
сохраняли только театр, представления, но и в театре на смену обществ.-политич.
и обличит, комедии Аристофана пришла т. н. новая аттическая комедия (Менандр,
Филемон,
Дифил - 2-я пол. 4 - нач. 3 вв. до н. э.) с её интересом к частному быту
и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя
постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистич. периода как
в Афинах, так и почти на всей территории эллинистич. мира (вплоть до Армении
и Причерноморья).


С нач. 3 в. до н. э. лит-pa получила развитие
в новых культурных центрах, гл. обр. в Александрии, где художеств, творчество
неразрывно было связано с учёными изысканиями филологов, работавших в знаменитой
Александрийской библиотеке. Изучение художеств, лит-ры прошлого заставило
эллинистич. поэтов осознать как устойчивость существующих лит. традиций,
так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование
в области давно сложившихся жанров. Элегия из средства обществ,
и морального назидания превращается в повествование с мифологич. содержанием
в творчестве Филита с о. Кос (ок. 320-270), Гермесианакта из Ко-лофона
(р. ок. 300) и Каллимаха из Кирены. В то же время Каллимах заменил
традиц. героич. эпос жанром небольшой поэмы ("эпиллия"), излагавшей в бытовых
тонах побочные эпизоды героич. сказания. В т. н. идиллиях Феокрита
бытовая
ситуация часто разрабатывалась в формах, заимствованных из фольклорного
состязания певцов или свойственных драматич. сценке (миму)
из жизни
гор. семьи. Этот же круг тем составляет содержание "Мимиамбов"
Геронда,
обнаруженных
на папирусе в кон. 19 в. Период эллинизма был также временем расцвета эпиграммы,
в к-рой на первое место выступала любовная тематика: возникновение страсти,
встреча влюблённых, неудовлетворённое чувство.


Традиц. жанр героич. эпоса нашёл продолжение
у Аполлония Родосского, однако он также испытал влияние учёности,
обязательной для поэзии Э. к. и требовавшей от авторов вплетения в осн.
сюжетную канву всякого рода антикварных справок, редких слов и мифов.


Существ, значение для последующего развития
антич. и ср.-век. лит-ры имели прозаич. жанры, оформлявшиеся в период эллинизма
с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный
роман с участием легендарных царей и полководцев ("Роман о Нине"), псевдоисторич.
описания идеального обществ, устройства (Ямбул, Эв-гемер). Лит-pa Э. к.
достигла значит, успеха в изображении внутр. мира человека, его повседневного
быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы
лит. жанров.


Архитектура и изобразительное искусство.
Противоречия политич. и со-циально-экономич. развития общества обусловили
противоречивость эллинистич. иск-ва, в к-ром соединяются рационализм и
экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм,
архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художеств, школ:
александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях
к В. от Евфрата первоначально взаимодействие греч. и местных элементов
было незначительным; период бурного синтеза, в результате к-рого возникли
иск-во Парфянского царства, Гандхары, Кушанского царства, начался
после падения власти греко-македонян.


Эллинистич. зодчество отличают стремление
к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание
поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой
конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В
художеств, облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам,
Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная
роль отводилась большим колоннадам (вдоль гл. улиц) и 1-2-ярусным колонным
портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания;
в формировании гор. центров - царским дворцам, домам для собраний (булевтериям,
экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистич. городов
- величеств, архит. ансамбли, для к-рых характерны согласованность зданий
друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание
горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность
композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие
с фасада. Архит. типы обществ., жилых и культовых зданий б. ч. восходили
к эпохам греч. архаики и классики, но интерпретировались в духе времени;
появились новые виды зданий - библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон),
инж. сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистич.
религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных
зданий, в к-рых сильнее, чем в гражд. постройках, сказалось взаимодействие
с иск-вом Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа
в Александрии, городище Ай-Ханум в Сев. Афганистане). Эксцентричность эллинистич.
зодчества нашла выражение в эффектных пластич. композициях алтарей М. Азии
(алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистич. ордер отличается свободным отношением
к традиц. схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформит. функции за
счёт конструктивной. В вост.-эллинистич. иск-ве греч. ордера подверглись
местной интерпретации ("псевдо-коринфскиеь капители колонн в Ай-Хануме).
В изобразит, иск-ве, наряду с творч. использованием классич. наследия,
созданием гармонич. образов (Афродита Мелосская, 2 в. дон. э., илл. см.
т. 2, стр. 455), существовала тенденция механич. подражания классике (неоаттическая
школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетич. произв. (статуя Аполлона
Мусагета, нач. Зв. дон. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить
гражданств, идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность,
повествовательность, подчас иллюстративность ("Лаокоон", илл. см. т. 14,
стр. 152).


Характерные для эллинистич. пластики драматизм,
экспрессия и патетич. страстность, призванные активно воздействовать на
зрителя, внутр. напряжённость образов и внеш. эффектность форм, построенных
на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные
жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее
ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской
(обе илл. см. т. 7, стр. 297). Многоплановость и противоречивость эллинистич.
скульптуры проявились в сосуществовании идеализиров. портретов монархов,
предельно монументализиров. статуй божеств ("Колосс родосский"), гротескных
мифологических (силены, сатиры) или горделиво величеств, (терракоты Танагры)
образов, острохарактерных изображений стариков, драматич. "портретов философов".
Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями
покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и
более строгая, классицизирующая. Общие для Э. к. тенденции прослеживаются
в вазописи, глиптике, торевтике, художеств, сосудах из стекла.


Илл. см. на вклейках - к стр. 144 и табл.
V, VI (стр. 176-177).


Лит.: Ц е л л е р Э., Очерк истории
греческой философии, пер. с нем., М., 1913, с. 211- 330; The Cambridge
history of later Greek and early medieval philosophy, Camb., 1970.


Гейберг И. Л., Естествознание и математика
в классической древности, [пер. с нем.], М.- Л., 1936; Т а р н В., Эллинистическая
цивилизация, пер. с англ., М., 1949 (гл. 9 - Наука и искусство); S a r
t о n G., A history of science. Hellenistic science and culture in the
last three centuries В. С., Camb., 1959; Histoire generale des sciences,
publ. R. Taton, t. 1, P., 1957.


Блаватский В. Д., Культура эллинизма, "Советская
археология", 1955, т. 22; Бокщанин А., Древнегреческие историки позднеклассического
периода и эпохи эллинизма, "Исторический журнал", 1940, № 10; Зелинский
Ф. Ф., Религия эллинизма, П., 1922; Kumaniecki К., Historia kultury starozytnej
Grecji i Rzymu, 3 wyd., Warsz., 1967; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen
Religion, Bd 2 - Die hellenistische und romische Zeit, 2 Aufl., Munch.,
1961.


Тройский И. М., История античной литературы,
Зизд., Л., 1957; Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 4 изд.,
М., 1977; Webster Т. В. L., Hellenistic poetry and art, L., 1964.


Полевой В. М., Искусство Греции. Древний
мир, М., 1970; С h а г b о пneaux J., Martin R., Villard Fr., Hellenistic
art, N. Y., 1973; Fouilles d'Ai Khanoum. I (Campagnes 1965, 1966, 1967,
1968), P., 1973.


А. И. Павловская (религия и мифология,
историческая наука), А. Л. Доброхотов (философия),
И. Д. Рожанскип
(естественнонаучные
взгляды), В. Н. Ярхо (литература),
Г. И, Соколов (архитектура
и изобразит, иск-во), Г. А. Кошеленко
(вост.-эллинистич. искусство).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я