ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ социально-филос. концепции,
утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого
общества - элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие
функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей.
Выразителями подобного рода идей были Платон, Макиавелли, Т. Карлейль.
Однако как определённая система взглядов Э. т. были сформулированы в 20
в. В. Парето и Г. Моска (Италия). До 2-й мировой войны 1939- 1945
Э. т. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции;
после войны - в США. Основные варианты Э. т.: "макиавеллиевский" (Дж. Бёрнхем,
США), "ценностный" (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (Р. Даль,
С. Келлер, США), "неоэлитизм" (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э.
т.- отрицание ист. прогресса (история рассматривается как совокупность
социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит);
критика идеи нар. суверенитета как утопич. мифа романтиков; утверждение,
что неравенство - основа социальной жизни.


Исходный постулат Э. т.- абсолютизация
политич. отношений. Политич. власть рассматривается в качестве осн. части
социальных отношений, из к-рых наиболее значимы отношения господства и
подчинения.


Первоначально Э. т. были открыто враждебны
даже бурж. демократии. В кон. 30-40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия)
реконструируют Э. т., стремясь совместить их принципы с признанием бурж.-демократич.
институтов. Манхейм утверждал, что отличит, черта демократии - конкуренция
относительно открытых элит за позиции власти и "демократический оптимум
элита-массы" ("Essays on the Sociology of Culture", L., [1956], p. 200).
В 60-70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма
элит (Даль) и идея их "консензуса" (согласия) относительно существующей
политич. системы (Дай, Цайглер).


Классовые корни Э. т. лежат в разделении
антагонистич. общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое
большинство. Определённый этап ист. развития, связанный с недостаточным
развитием производит, сил и представляющий предысторию человечества, Э.
т. рассматривают как всеобщий закон, следствие "человеческой природы" и
технологич. требований сложного произ-ва. Марксистская социология показывает
ненауч. характер Э. т., их направленность против марксистского учения о
классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех
членов общества.


Лит.: М и л л с Р.. Властвующая
элита, пер. с англ., М., 1959; А ш и н Г. К., Миф об элите и "массовом
обществе", М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика.
Международные отношения, М., 1974; Mosca G., Elementi di scienza politica,
6 ed., [Mil.], 1953; Dye T. R., Z e i g 1 e r L. H., The irony of democracy:
an uncommon introduction to American politics, 2 ed., Belmont, 1972; D
a h 1 R. A., Polyarchy, Hew Haven, 1971; Prewitt K., Stone A., The ruling
elites, N. Y., [a. o.], 1973. Г. К. Ашин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я