ЭЛЕКТРОБУР

ЭЛЕКТРОБУР , забойная буровая машина
с погружным электродвигателем, предназначенная для бурения глубоких скважин,
преим. на нефть и газ. Идея Э. для ударного бурения принадлежит рус. инж.
В. И. Делову (1899). В 1938-40 в СССР А. П. Островским и Н. В. Александровым
создан и применён первый в мире Э. для вращат. бурения, спускаемый в скважину
на бурильных трубах.


Э. состоит из маслонаполненного электродвигателя
и шпинделя. Мощность трёхфазного электродвигателя зависит от диаметра Э.
и составляет 75-240 квт. Для увеличения вращающего момента Э. применяют
редукторные вставки, монтируемые между двигателем и шпинделем и снижающие
частоту вращения до 350, 220, 150, 70 об/мин.
Частота вращения безредукторного
Э. 455-685 об/мин. Длина Э. 12-16 м,
наружный диаметр 164-290
мм.


При бурении Э., присоединённый к низу бурильной
колонны, передаёт вращение буровому долоту. Электроэнергия подводится к
Э. по кабелю, смонтированному отрезками в бурильных трубах. При свинчивании
труб отрезки кабеля сращиваются спец. контактными соединениями. К кабелю
электроэнергия подводится через токоприёмник, скользящие контакты к-рого
позволяют проворачивать колонну бурильных труб. Для непрерывного контроля
пространств, положения ствола скважины и технологич. параметров бурения
при проходке наклонно направленных и разветвлённо-горизонталь-ных скважин
используется спец. погруж-ная аппаратура (в т. ч. телеметрическая). При
бурении Э. очистка забоя осуществляется буровым раствором, воздухом или
газом.


В СССР с помощью Э. проходится св. 300
тыс. м скважин (св. 2% общего объёма бурения). Использование Э.,
благодаря наличию линии связи с забоем, особенно ценно для исследования
режимов бурения.


Лит.: Фоменко Ф. Н., Бурение скважин
электробуром, М., 1974.

Р. А. Иоаннесян.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я