ЭКРАНОПЛАН

ЭКРАНОПЛАН (от франц. ecran
- экран, щит и planer - парить, планировать), экранолёт, летательный аппарат,
предназначенный для полёта вблизи поверхности Земли (обычно на высотах,
равных 0,1-0,2 ширины крыла). По характеру образования аэродинамич. сил
Э. отличается от самолёта использованием близости опорной поверхности
(т. н. оффекта экрана"), а от судна на воздушной подушке (СВП) -
набегающего потока воздуха (скоростного напора), а не давления воздуха,
подаваемого спец. нагнетателем под днище СВП.


Осн. конструктивные особенности Э.:
низкорасполож. крыло для увеличения влияния эффекта экрана; малое удлинение
крыла (редко превышающее 1,5- 2) - для обеспечения безопасности полёта;
концевые шайбы (или поплавки), располож. с нижней стороны на концах


Экранолет-амфибия ЭСКА-1.


крыльев,- для уменьшения перетекания
воздуха из-под крыла (из зоны повыш. давления) наверх через концы крыла;
высоко располож. горизонт, оперение, вынесенное за пределы влияния экрана
и потока воздуха, отбрасываемого крылом,- для обеспечения продольной устойчивости
Э.; стартовые устройства для снижения аэрогидродинамич. сопротивления при
разгоне Э. по воде или сопротивления трения опорных поверхностей при передвижении
его по суше (щитки, закрылки, поворотные заслонки, гидролыжи, поддувные
двигатели и др.). Осн. достоинство Э.- высокое аэродинамич. качество, достигающее
20-25, что на 25-50% выше, чем у совр. трансп. самолётов. Это позволяет
увеличить полезный груз или уменьшить тягу двигателя, а следовательно,
и расход топлива. Почти все построенные Э. рассчитаны на взлёт с воды (и
посадку на воду); известны Э., предназнач. для эксплуатации только над
сушей и не обладающие необходимой плавучестью. Нек-рые из созданных Э.
могут летать за пределами влияния опорной поверхности (т. е. на вые. более
0,8-1 ширины крыла). Первый Э. был построен в 1935 фин. инж. T. Карио.
К 1978 в Финляндии, Швеции, США, Японии, ФРГ, Великобритании и СССР построено
ок. 30 небольших опытных Э. Их лётно-технич. характеристики, как правило,
невысоки: масса 0,3-4,3
т, суммарная мощность 1-2 двигателей 16-520
л.
с.,
скорость полёта 22-250 км/ч, число пассажиров 1-6. Четыре
из этих Э.- ЭСКА-1 (СССР), Х-112 (США), Х-113 и Х-114 (ФРГ)- способны летать
за пределами влияния Земли (напр., Х-113 на вые. до 800 я). Лит.:
Белавин
H. И., Экранопланы, Л., 1977. H. И. Белавин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я