ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА система
экономич. мероприятий, осуществляемых гос-вом в интересах господствующего
класса в досоциалистич. формациях, в интересах всего общества - при социализме,
область экономич. науки. Социальное содержание Э. п., её цели и выбор средств
их достижения определяются характером обществ, строя, отношениями собственности
на
средства произ-ва; как всякая политика она является концентрированным
выражением экономики, исторически определённого способа произ-ва.
На Э. п., вырабатываемую стоящей у власти политич. партией, оказывают влияние
MH. факторы: соотношение классовых сил, степень развития классовой борьбы
в стране и на междунар. арене, состояние мира или войны и т. п.


Зарождение Э. п. относится к периоду
возникновения классов и образования государства. В классово-антагонистич.
обществе она служит выражением интересов эксплуататорских классов, средством
их защиты и реализации. При рабовладельч. и феод, строе ограничивалась,
как правило, взиманием налогов и регулированием ден. обращения. В период
становления капиталистич. способа произ-ва бурж. гос-во осуществляло меры
по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство
капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили меркантилизм
и
протекционизм.
Рост
пром. буржуазии вызвал к жизни политику свободного предпринимательства
и фритредерство. Э. п. бурж. гос-ва в этот период отражала ист.
условия капитализма свободной конкуренции. В эпоху империализма бурж. гос-во
всё более активно вторгается в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Гос.
монополистич. регулирование представляет сложный механизм социально-экономич.
и политич. маневрирования, осуществляется в интересах сохранения капиталистич.
х-ва. Оно включает программирование экономики, развитие гос. сектора, систему
субсидий, антиинфляц. мероприятия, кредитно-финанс. деятельность, направленную
на внешнеэкономич. экспансию
(налоговая льгота для монополий-экспортёров,
правительств, гарантии экспорта, таможенная политика и т. д.), и др. меры.
Монополии капиталистич. стран действуют на междунар. арене в значит, степени
через гос. аппарат. После 2-й мировой войны 1939-45 возникли и получили
широкое распространение межгос. монополистич. орг-ции, охватывающие целые
отрасли (напр., Европейское объединение угля и стали), или более
общего характера (см. Европейское экономическое сообщество, Интеграция
экономическая).


Э. п. бурж. гос-в и партий в эпоху
империализма отражает процесс приспособления капитализма к новым ист. условиям.
Однако она не способна обеспечить планомерного развития х-ва в масштабе
всего общества, стабилизации капитализма как системы; общий кризис капитализма
продолжает
углубляться. Э. п. буржуазных гос-в в целом противоречит коренным интересам
трудящихся и потому ведёт к обострению классовых противоречий.


В развивающихся странах, проводящих
независимый курс, Э. п. направлена на ограничение всевластия иностр. монополий,
создание гос. сектора экономики, развитие пром. произ-ва, проведение агр.
реформ. Эти страны выступают за установление нового междунар. экономич.
порядка: справедливого и равноправного междунар. разделения труда и внешнеэкономического
обмена.


Принципиально иную роль играет Э. п.
в условиях социализма, основанного на обществ, собственности на средства
произ-ва и развивающегося планомерно, путём сознательного использования
экономич. законов. Проводя Э. п., социалистич. гос-во регулирует материальное
произ-во - основу развития общества - и тем самым определяет перспективы
и темпы социального прогресса; непосредственно воздействует на изменение
социальной структуры общества и рост благосостояния народа, обеспечивает
решение коренных социально-экономич. задач коммунистич. строительства.
Своими успехами в этом строительстве социалистич. страны оказывают определяющее
влияние на мировое развитие.


Принципиальные установки по вопросам
Э. п., экономич. стратегия и очередные задачи определяются коммунистич.
и рабочими партиями социалистич. стран, прежде всего - на парт, съездах,
пленумах центр, руководящих парт, органов. Э. п. коммунистич. партий, базирующаяся
на марксистско-ленинской теории, выражает коренные интересы трудящихся
масс во главе с рабочим классом, всех слоев и социальных групп социалистич.
общества; её отличают научность, реализм, целеустремлённость и последовательность.
Важнейшие принципы Э. п. социалистич. гос-ва были разработаны В. И. Лениным.
Принципиальные установки по вопросам Э. п. конкретизируются и осуществляются
в деятельности социалистич. гос-ва через систему управления и планирования
нар. х-ва. Долгосрочные, пятилетние и годовые планы, разрабатываемые гос-вом,
отражают условия и особенности того или иного периода развития страны (см.
Планирование
народного хозяйства, Пятилетние планы развития народного хозяйства
СССР).
Применительно к специфич. условиям, к-рые складывались в первые годы после
победы Великой Окт. социалистич. революции в России, Коммунистич. партия
и Сов. гос-во осуществляли политику "военного коммунизма"
и новую
экономическую политику.
В результате проведения
индустриализации,
коллективизации сельского хозяйства
и осуществления культурной революции
была создана мощная индустрия, преодолена многовековая отсталость страны,
что обеспечило победу социализма. С кон. 30-х гг. Э. п. КПСС и Сов. гос-ва
была направлена на укрепление победившего социализма и построение развитого
социалистич. общества, расширение и укрепление материально-технич. базы
социализма, совершенствование социалистич. производств, отношений, повышение
жизненного и культурного уровня трудящихся. До сер. 50-х гг. осн. часть
фонда накопления страны направлялась на ускорение темпов развития тяжёлой
пром-сти, что было вызвано необходимостью восстановления нар. х-ва, разрушенного
во время Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45,
укрепления
экономич. и оборонной мощи Сов. страны и всей мировой системы социализма.
С сер. 50-х гг. Сов. гос-во уже имело возможность выделить больше средств
для развития лёгкой пром-сти, жил. стр-ва, с. х-ва. В кон. 50-х гг. укрепилась
материально-технич. база социализма, СССР превратился в могучую и несокрушимую
державу; полностью и окончательно победил социализм.


Построение развитого социалистич. общества
в СССР обусловило необходимость разработки долговрем. ориентации Э. п.,
экономич. стратегии в новых условиях. При общем подъёме экономики обнаружилось,
что применявшиеся методы планирования и экономич. стимулирования произ-ва
не соответствовали новому, более высокому уровню производит, сил, стали
сдерживать их развитие. Поэтому в 60-70-х гг. гл. внимание партии и гос-ва
было сосредоточено на решении коренных вопросов совершенствования производств,
отношений, улучшении системы управления нар. х-вом, планирования и стимулирования
произ-ва. Это нашло отражение в документах Мартовского (1965) и Июльского
(1970) пленумов ЦК КПСС по развитию с.-х. произ-ва; пост. ЦК КПСС и Сов.
Мин. СССР (1966) о внедрении ежемесячной гарантированной оплаты труда колхозников;
Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по совершенствованию планирования
и усилению экономич. стимулирования пром. произ-ва; пост. ЦК КПСС и Сов.
Мин. СССР (1973) по дальнейшему улучшению управления пром-стью. Экономич.
стратегия, соответствующая условиям и задачам развитого (зрелого) социализма,
была выработана 24-м и 25-м съездами КПСС. "Как и всякая стратегия, экономическая
стратегия партии начинается с постановки задач, с выдвижения фундаментальных,
долговременных целей... Экономическая стратегия включает в себя и четкое
определение средств, тех путей, которые ведут к поставленным целям" (Материалы
XXV съезда КПСС, 1977, с. 39, 40). На Октябрьском (1976) пленуме ЦК КПСС,
одобрившем десятый пятилетний план, были определены узловые вопросы развития
экономики, разработана эффективная тактика решения хоз.-политич. задач.


Высшая цель Э. п. социалистич. гос-ва
и партии - неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа.
Построение развитого социализма расширяет возможности для её реализации.
Создаются условия для более полного удовлетворения возрастающих материальных
и духовных потребностей народа, улучшения социально-экономич. и производств,
условий труда, совершенствования социалистич. образа жизни и социальной
структуры сов. общества, сближения уровня благосостояния и культуры, условий
труда и быта различных социальных групп города и деревни. Долговременные
цели Э. п. конкретизируются в социальной программе пятилетних планов (напр.,
Программа социального развития и повышения уровня жизни народа в 10-й пятилетке,
определённая 25-м съездом КПСС).


Среди средств, к-рые используются для
достижения поставленных целей, на первый план выдвигаются повышение эффективности
обществ, произ-ва на основе его интенсификации, ускорение научно-технич.
прогресса, рост производительности труда и всемерное улучшение качества
работы во всех звеньях нар. х-ва, соединение достижений научно-технич.
революции с преимуществами социализма. Курс на повышение эффективности
обществ, произ-ва обусловлен как долговременными задачами создания материально-технической
базы коммунизма,
достижения победы в экономич. соревновании с капиталистич.
системой, так и специфич. условиями развития нар. х-ва на совр. этапе,
в частности ограниченностью возможностей расширения производства за счёт
экстенсивных факторов.


При определении экономич. стратегии
партии выделяются осн. направления развития и совершенствования произ-ва
на отдельных этапах. Так, в 10-й пятилетке (1976-80) поставлены задачи
дальнейшего наращивания экономич. мощи страны, расширения и коренного обновления
обществ, фондов, обеспечения устойчивого сбалансированного роста тяжёлой
пром-сти - фундамента экономики. Решение этих задач обеспечивается проведением
в жизнь единой научно-технич. политики, к-рая является важным составным
элементом Э. п. партии и социалистич. гос-ва.


Э. п. включает политику капитальных
вложений и рационального размещения производит, сил, доходов и цен, заработной
платы, аграрную, финансово-кредитную и демографич. политику. В самостоят,
направление всё более выделяется политика рационального природопользования
и
охраны окружающей среды. Важная часть Э. п. - внешнеэкономич. политика,
воздействующая на развитие интеграции социалистической экономической,
укрепление
прочного и взаимовыгодного сотрудничества с развивающимися странами, расширение
экономич. и научно-технич. связей с промышленно развитыми капиталистич.
странами на основе последовательного соблюдения принципов мирного сосуществования.


Успешное осуществление Э. п., выработанной
марксистско-ленинскими партиями стран - членов СЭВ, привело к завершению
в большинстве из них переходного периода от капитализма к социализму и
построению социалистич. общества. В наст, время эти страны проводят Э.
п., направленную на дальнейший рост обществ, произ-ва, повышение его эффективности,
повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решаются задачи,
связанные с построением развитого социалистич. общества.


Э. п. при социализме отличают гуманизм
целей и подлинно нар. характер. Постоянно расширяющееся участие трудящихся
в разработке и осуществлении Э. п.- важная закономерность социалистич.
и коммунистич. стр-ва. Формами этой деятельности являются всенар. обсуждение
важнейших документов по проблемам Э. п., участие трудящихся в решении вопросов
развития произ-ва, в работе различных обществ, орг-ций, широкий размах
социалистического
соревнования.



Э. п. всё более формируется как важное
и самостоят, науч. направление, имеющее своим предметом изучение науч.
основ и принципов политич. руководства экономикой, практич. опыта осуществления
Э. п. на различных этапах развития социалистич. общества. Э. п. опирается
на положения марксистско-ленинской философии, политич. экономии и теории
науч. коммунизма, а также учитывает достижения смежных наук (теории планирования
и управления, социологии, права и др.). В ходе выработки экономич. стратегии
и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства нар.
х-вом, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение
стоящих перед обществом задач. MH. вопросы, относящиеся к Э. п. как отрасли
науки, являются дискуссионными (напр., определение предмета Э. п., особенностей
её метода, размежевания с родственными и смежными науч. дисциплинами).
В СССР изучение Э. п. КПСС включается в программу системы политич. просвещения
а экономического образования.


Лит. .Маркс К., К критике политической
экономии. Предисловие, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Ленин
В. И., Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, Поли. собр.
соч.,


5 изд., т. 39; его же, Еще раз о профсоюзах,
о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42;
Материалы XXV съезда КПСС, M., 1977; Брежнев Л. И.,


Об основных вопросах экономической
политики КПСС на современном этапе. Речи и доклады, т. 1-2, M., 1975; Абалкин
Л. И., Политическая экономия и экономическая политика, M., 1970; Буржуазные
экономические теории и экономическая политика империалистических стран,
M., 1971; Вопросы экономической политики КПСС на современном этапе, 3 изд.
,M., 1974; Кашин В. H., Экономическая стратегия и политика КПСС в условиях
развитого социализма, "Плановое хозяйство" 1976, Mb 10. Л. И. Абалкин




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я