ЭЙЗЕНШТЕЙН

ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович
[10(22). 1.1898, Рига,-11.2.1948, Москва], советский режиссёр, теоретик
искусства, педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1935), доктор искусствоведения
(1939). Род. в семье архитектора. Учился в Петрогр. ин-те гражд. инженеров.
С 1918 работал на агитпоездах Красной Армии. В 1920 был зав. декорац. частью
Первого рабочего театра Пролеткульта (Москва). В 1921-22 учился в Гос.
высших режиссёрских мастерских у В. Э. Мейерхольда, оформлял (совм. с С.
И. Юткевичем) ряд постановок в театре "Мастфор" ("Мастерская Фореггера").
Первый самостоят, спектакль Э.- "Мудрец" (по комедии A. H. Островского
"На всякого мудреца довольно простоты", 1923). В журнале "ЛЕФ" в 1923 опубликовал
программную статью "Монтаж аттракционов", где обосновал искусство направленного
социального воздействия.


В 1925 вышел на экран фильм "Стачка",
в к-ром Э. впервые в мировом кино показал революц. массу как движущую силу
истории. Идейно-эстетич. принципы "Стачки" были развиты и углублены в кинофильме
"Броненосец „Потёмкин"" (1925), одном из высочайших достижений сов. и мирового
киноискусства. Фильм с классич. совершенством воплотил тему революции как
борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958
на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов
всех времён. В фильме "Октябрь" (1927) Э. совм. с реж. Г. В. Александровым
и оператором Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом
кино предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области
киномонтажа позволили Э. выдвинуть концепцию "интеллектуального кинематографа"
как синтеза искусства и науки. В 1929 завершил фильм "Старое и Новое" -
первое произв. сов. экрана о кооперации и коллективизации в деревне.


В 1929-32 Э. (вместе с Александровым
и Тиссэ) был в командировке во Франции, США, Мексике. Условия бурж. кинопроизводства
не позволили ему осуществить свои замыслы. Незаконченной осталась картина
"Да здравствует Мексика!", положившая, тем не менее, начало нац. кино Мексики.


На родине Э. продолжает режиссёрскую,
теоретич. и педагогич. работу. В 1935-37 работал над фильмом "Бежин луг",
фабула к-рого основывалась на истории гибели пионера Павлика Морозова.
Фильм не был завершён. Крупной победой сов. кино стал "Александр Невский"
(1938), патрнотич. фильм о разгроме нем. рыцарей в 13 в. Последний фильм
Э.- кинотрагедия "Иван Грозный" в 2 сериях (1-я серия 1945, 2-я серия выпущена
на экран в 1958),- трактующий тему власти, с его глубокой история, проблематикой
и всесторонним использованием выразит, средств кино, стал второй вершиной
творчества Э.


Кадр из фильма "Октябрь". 1927. Режиссёр
С. М- Эйзенштейн.


Кадр из фильма "Иван Грозный". 1945.
Режиссёр С. М. Эйзенштейн.


Огромное теоретич. наследие Э. охватывает
основные проблемы художеств, творчества - от общих вопросов эстетики до
конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистич. статьи,
очерки и мемуары. Рисунки Э., ставшие известными по посмертным выставкам,
подтвердили его талант незаурядного графика. С 1928 преподавал в Гос. техникуме
кинематографии (с 1938 ВГИК), проф. (с 1937). Гос. пр. СССР (1941, 1946).
Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.


Соч.: Избр. соч., т. 1 - 6, M., 1964
- 71.


Лит.: Юткевич С. И., С. Эйзенштейн,
в его кн.: Контрапункт режиссёра, M., 1960; Ю р е н е в P. H., "Броненосец
„Потёмкин"" С. Эйзенштейна, [M., 1965]; Зоркая H. M., С. Эйзенштейн, в
её кн.: Портреты, 1966; Шкловский В. Б., Эйзенштейн, [M., 1973].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я