ЭЙДОС

ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ),
термин антич. философии и лит-ры, первонач. обозначавший "видимое" или
"то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл - "конкретная
явленность", "телесная или пластич. данность в мышлении". Уже у Гомера
термин обозначал "наружность" и преим. "прекрасную наружность". В антич.
натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл,
Демокрит). Однако уже у Парменида Э. выступал как сущность, правда, так
или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э.- "внешнее" и
"внутреннее" и т. д., вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое для
него особенно характерно. У Аристотеля Э. употреблялся также и в значении
"формы". В стоицизме и неоплатонизме Э. имеет разнообразные
значения (начиная с "наружности тела" и кончая самостоят, субстанциальной
идеей).


В феноменологии Э.
Гуссерля
этот
термин, отчасти в лат. переводе species, означает наивысшую мыслит, абстракцию,
к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.


Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного
символизма и мифологии, M., 1930, с. 135 - 281; его же, История античной
эстетики, [т. 3] - Высокая классика, M., 1974, с. 318 - 361; R i t t е
г С., Neue Untersuchungen iiber Platon, Munch., 1910, S. 228 - 336; H а
г t m а n n N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B.,
1941.
А. Ф. Лосев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я