ЭВРИСТИКА

ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko
- отыскиваю, открываю), 1) спец. методы решения задач (эвристич. методы),
к-рые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся
на точные матем. модели. Использование эвристич. методов (эвристик) сокращает
время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора
возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими,
а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристич. методов
не всегда обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в психологич.
и кибернетич. лит-ре эвристич. методы понимаются как любые методы, направленные
на сокращение перебора, или как индуктивные методы решения задач. 2) Организация
процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность). В этом
смысле Э. понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью
к-рых порождаются процедуры, направленные на решение творч. задач (напр.,
механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения
неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с
помощью контрпримеров и т. п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие
метатеорию решения творч. задач, универсальны по своему характеру и не
зависят от конкретной решаемой проблемы. 3) Способ написания программ для
ЭВМ (эвристич.программирование). Если при обычном программировании программист
перекодирует готовый матем. метод решения в форму, понятную ЭВМ, то в случае
эвристич. программирования он пытается формализовать тот интуитивно понимаемый
метод решения задачи, к-рым, по его мнению, пользуется человек при решении
подобных задач. Как и эвристич. методы, эвристич. программы не обеспечивают
абс. достижения поставленной цели и оптимальность получаемого результата.
4) Наука, изучающая эвристич. деятельность; спец. раздел науки о мышлении.
Её осн. объект - творч. деятельность (см. Творчество); важнейшие
проблемы - задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных
проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования
описаний внеш. мира (на основе классификаций типа периодич. системы или
систематики К. Линнея). Э. как наука развивается на стыке психологии, теории
искусств. интеллекта, структурной лингвистики, теории информации. 5) Спец.
метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем.
Эвристич. обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании
обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения
трудных проблем (получивший назв. "мозговой штурм") основан на том, что
участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры,
контрпримеры.

Лит.: П ой а Д., Математика
и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., 2 изд., M., 1975; Поспелов
Д. А., Пушкин В. H., Мышление и автоматы, M., 1972; Пушкин В. H., Эвристика
- наука о творческом мышлении, M., 1.967; Упоавление, информация, интеллект.
[Сб. ст.], M., 1976. Д. А. Поспелов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я