ЭВДЕМОНИЗМ

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia
- счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике
- принцип истолкования и обоснования морали, согласно к-рому счастье
("блаженство")
является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой антич. Э. является
сократовская идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности
и её независимости от внеш. мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной
связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу:
счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель),
а результат преодоления стремления к чувств, наслаждениям путём самоограничения,
упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внеш. миру и его благам
н достигаемая при этом свобода от внеш. необходимости и превратностей судьбы;
это разумность, тождественная подлинной добродетели.
Киники выставляют
в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека.
Киренаикн в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внеш.
обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм
характеризует
внутр. свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для
него имеет только то, что зависит от его отношения к внеш. обстоятельствам,
а не от превратностей судьбы.


В новое время этот идеал внутр. свободы
развивали MH. философы, в особенности Б. Спиноза, к-рый с исключит, остротой
поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто
интеллектуальное понимание блаженства ("интеллектуальная любовь к богу",
amor dei intellectualis).


Франц. материалисты (К. А. Гельвеции,
П. Гольбах и др.) придали понятию счастья откровенно гедонистич. характер;
в Э. получили преобладание натуралистич. мотивы, что особенно характерно
для англ, утилитаризма.

T. А. Кузьмина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я